Содержание
- I. Присоединение Башкортостана к Русскому государству 2 стр.
1.Падение Казанских и Астраханских ханств. 2 стр.
2.Вхождение западной Башкирии в состав Русского государства. 4 стр.
3.Присоединение племен центральной и южной Башкирии. 7 стр.
4.Принятие русского подданства (северо-восточного) башкирами. 9 стр.
- Значение присоединения Башкортостана к России. 12 стр.
1.Значение присоединения Башкирии к России. 14 стр.
III. Основание Уфы 15 стр.
Источники 21 стр.
- I. Присоединение Башкортостана к Русскому государству
- Падение Казанских и Астраханских ханств
В конце XV – начале XVI вв. складывается мощное централизованное Российское государство.
Международное положение Русского государства в первой половине XVI века была весьма сложным. С запада и северо-запада угрожали Ливанский орден и Швеция, не спокойно было на юге и востоке. Султанская Турция, завоевавшая огромные территории от малой Азии до Гибралтара, начинает претендовать на господство в Восточной Европе. Свою идею феодалы оправдывали идеей «Единства мусульманского юрта». Сущность этой идеи заключалась в том, что она проповедовала объединение всех народов, исповедующих мусульманскую религию, под властью турецкого султана. Свои завоевательные планы Турция строила в расчете на создание антироссийского блока из Крымского, Казанского, Астраханского ханства и Ногайской Орды. Турецкий султан писал одному из влиятельных мурз Ногайской Орды, будущему князю Исмаилу: «Вы ногайцы ведь знаете, — что в Крыме теперь посажен мною царь: как ему велю, он так и поступает. Из Астрахани ко мне присылали просить царя, и я собираюсь скоро послать его им; Пока я и в Казань пришлю царя, ты, Измаил, оказал бы мне большое одолжение, если б на помощь Казани послал своих людей».
Особые надежды турецкие султаны возлагали на Казанское ханство, находившееся в непосредственном соседстве с Россией.
Казанское ханство представляло серьезное препятствие на пути дальнейшего развития Русского государства, не давая ему возможности вести активную внешнюю политику на западе. Кроме того, набеги на русские земли с востока и юга, опустошение деревень и городов, массовый увод в плен населения приносили огромный ущерб русскому народу. В 1571 году в Казанском ханстве было более 100 тысяч русских пленных. Угнанных людей продавали в рабство на рынках Крыма, Средней Азии, Северной Африки, заставляли переходить в мусульманскую веру.
Военный конфликт с Казанью становился неизбежным и потому, что Казанское ханство было ключевым пунктом на жизненно важном для России волжском торговом пути со странами Средней Азии, Кавказа, Передней Азии.
В середине XVI века правительство Ивана IV стало на пути активной дипломатической и вооруженной борьбы против Казанского ханства.
Это борьба обличалась тем, что среди многих народностей Среднего Поволжья началось движение за освобождение из-под власти хана и присоединении к России. В конце 1546 г. чуваши, марийцы и мордва, проживавшие на правом побережье Волги, отправили в Москву посольство с просьбой о покровительстве Русского государства и защите их от казанских феодалов.
Движение горных марийцев и чувашей за присоединение к России нашло отклик среди жителей Арской стороны, которые восстали против крымцев, властвовавших в Казани и потребовали, чтобы они подчинились Московскому царю Ивану IV.
Попытка московского правительства разрешить казанский вопрос мирным путем не дали положительных результатов. Тем не менее, в процессе присоединения Казани к России наметились вполне реальные сдвиги. Основание в 1551 г. при впадении Свияги в Валчу г. Свияжска, переход населения правобережья Волги на сторону Москвы среди казанских феодалов, вступивших в борьбу со сторонниками ориентации на Крым. Все это значительно облегчило задачу окончательной ликвидации Казанского ханства.
В июле 1552 года во главе 150-тысячной армии со 150 пушками и инженерными приспособлениями Иван IV вступил в поход. Однако в этот момент Русскому государству предстояла борьба не только с Казанью, но и с целой антирусской коалицией, возглавляемой Турцией. У крымского хана была предварительная договоренность с казанским ханом и ногайским князем, о нападении с двух сторон, но русские войска начали наступление, 16-18 августа они перебрались через Волгу и двинулись на Казань. Прежде чем начать войну Иван IV предложил казанцам сдаться, но хан Ядигар ответил категорическим отказом. К 25 августа Казань была окружена кольцом осады. Ожесточенная война продолжалась до октября. 2 октября 1552 г. Казань штурмом была взята русскими войсками. С этого момента самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось, народы Поволжья, в том числе татары, вошли в состав русского государства.
Падение казанского ханства предопределило судьбу и Астраханского ханства. В августе 1556 г. силою оружия Астрахань была присоединена к России. Россия стала господствовать на всем протяжении волжского торгового пути. Завоевание Казанского и Астраханского ханств ускорило переход Ногайской орды в вассальную зависимость от Москвы. Свое подчинение Русскому государству ногайцы объясняли так: «чья будет Астрахань, Волга и Яик, — того будет вся ногайская орда».
- Вхождение западной Башкирии в состав Русского государства.
В результате усиленной внешней политике русского правительства на Востоке, падение казанского и Астраханского ханства и признание Ногайской орды своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. После взятия Казанского и Астраханского ханства Башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства.
Часть башкир уже с XII в. общалась с русскими, поддерживала с ними торговые связи. В начале XII в. выходцы из Новгорода заняли соседнюю с Башкирией страну Вятскую и реки Вятка, Кама, Белая. В последней четверти XV в., в связи с овладением Русским государством областью Великой Перми, переходом в Зауралье и продвижением его к землям Сибирского ханства, население северной и отчасти северо-восточной Башкирии, оказалось в непосредственном соседстве с теми землями и областями, которые находились в подчинение или сфере влияния Русского государства. Это вело к установлению непосредственных контактов между башкирами русскими. Башкирам было известно, что именно народ был ведущий и решающей силой в борьбе порабощенных народов против ордынского ига. Поэтому вполне поняло тяготение башкир, подвергающихся жестокой эксплуатации и опустошительным набегам со стороны казанских, ногайских и сибирских феодалов, к русскому народу стремления получить покровительство могущественного Русского государства.
Несмотря на все уговоры бояр, чтобы Иван IV остался зимовать в Казани и «до конца» выгубил бы воинство басурманское, но царь уехал, рассчитывая, что башкиры и другие народы (мордва, чуваши, марийцы, удмурты) изнуренные своими властителями и разоренные бесконечными феодальными распрями, сами придут к нему. Прежде чем отправятся в Москву царь разослал, по всем улусом черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не бояся ничего; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казанским царям.
Народы Поволжья, привлеченные обещаниями царских грамот, увидели выход из создаваемого положения в присоединении к Русскому государству.
Однако процесс присоединения народов Поволжья к России затянулся на несколько лет. Зимой 1552 г. татарские феодалы, пытавшиеся восстановить прежнее ханство, поднялись на борьбу против Русского государства. Это движение продолжалось до весны 1557 г.
О непосредственном участии башкир в восстании никаких сведений в источниках нет.
Район восстания ограничивался правым берегом Камы и не затрагивал территорию западных башкир. Поэтому царские войска, посланные на подавление движения, доходили до пределов Башкирии, но не вторгались на земли башкирских племен.
Русские войска действовали на территории Казанского края, не переходя башкирской границы. Вместо войск к башкирам, были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. Политика правительства Ивана IV по отношению к башкирам оказалась верной. Положение их было таково, что принятие подданства Русского государства стало неизбежным.
После взятия русскими войсками Казани в различных частях Башкирии обратилась борьба с ногайскими и татарскими мурзами, которые поддерживала часть башкирских феодалов.
В основе этой борьбы лежало стремление башкирского народа освободиться от многовекового гнета чужеземных ханов.
Первыми приняли подданство Русского государства западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Документы, по которым можно было бы точно дотировать присоединение западных башкир, не сохранились. Это событие произошло, видимо, некоторое время спустя после взятия Казани, так как московское правительство, занятое подавлением движения в Казанском крае, не могло до 1554 г. активно осуществлять свою политику в Башкирии. Можно предположить, что западные башкирские племена вошли в состав России примерно в течение 1554 — начало 1555 гг.
- Присоединение племен центральной и южной Башкирии.
Вслед за западными башкирами подданство Русского государства, приняли племена центральной и южной Башкирии. Но если западные башкирские племена с падением Казани получили возможность свободного выбора нового сюзерена и через некоторое время получили подданство Русского государства, то башкиры, которые находились под властью ногайских мурз и князей, не сразу освободились от их господства. В середине XVI в. Ногайская Орда пережила процесс распада, от главной орды отходили подчиненные ей улусы. Среди ногайских мурз появились сторонники, как Русского государства, так и Крымского ханства. Русское правительство не раз посылала послов к ногайцам, пытаясь склонить их на сторону Москвы. В результате длительной дипломатической борьбы князь Исмаил, возглавлявший Большую Орду, В 1557 г. признал себя вассалом Русского государства.
Орда быстро теряла свое могущество. Положение Большой Орды усугубилось еще и тем, что в 1554 г. стихийные бедствия привели к сильному голоду в Поволжье и Приуралье, результаты которого были катастрофичны. Засуха, чума, голод, свирепствовали в течение ряда лет, это привело к гибели десятки тысяч людей.
В напряженной обстановки борьбы с ногайцами, упорно цеплявшимися за сохранения своей власти над башкирами, в 1555 г. в состав Русского государства вошли башкиры племен мин.
За несколько лет до падения Казани, минцы подчинялись ногайскому хану Тюря – Баба — Туклясу, ставка которого располагалась на территории современной Уфы. В связи с успешным продвижением русских на Восток и Казанскими событиями, хан и его мурзы бежали на Кубань. Они пылись силой увести с собой подвластных им башкир, однако натолкнулись на упорное сопротивление.
Следующим крупным этапом было вхождение в состав России одновременно группы юга — восточных племен: бурзян, кыпсак, усерган. Их племенной союз занимал обширную территорию на Южном Урале, восточная и южная границы которой шли примерно от современного Верхнеуральска по течению реки Урал до ее поворота на юг, западнее Оренбурга. Северные границы тянулись по верхнему течению реки Белой до ее поворота на север.
Накануне принятия русского подданства племена бурзян, кыпсак, тимьян и усерган, были подчинены жестоким правителям ногайскому мурзе Бусаю и Бию Актулиму. Ослабление Ногайской Орды, доброжелательное отношение русского правительства к башкирам, вхождение северо-западных племен в состав Русского государства позволили башкирам юго-восточных племен, открыто подняться против своих угнетателей. В результате выступления четырех башкирских племен, власть ногайских мурз была сломлена.
В обстановке острой борьбы с ногайскими властителями, башкиры четырех племен выбрали представителей и послали в Казань с челобитьем о принятие в русское подданство. Это было не позднее конца 1555 — начала 1556 года. Большим следствием присоединения юго-восточных башкирских племен к Русскому государству, явилось получением силы от царя Ивана IV жалованных грамот на владения землями.
В течение 1556 г. и начала 1557 г. в составе русского государства оказалось почти вся территория Башкирии, кроме северо-восточной зауральской части.
Обстановка, обусловившая историческую закономерность добровольного присоединения башкирских племен к России, настолько назрела, что вхождение всей европейской части Башкирии в состав Русского государства произошло в исторически короткий срок, начиная с момента падения Казанского ханства до середины 1557 года.
- Принятие русского подданства северо-восточного (зауральского) башкирами.
Вхождение северо-восточных башкирских племен в состав России с присоединением к Русскому государству Западной Сибири.
В середине XVI века присоединение огромных зауральских пространств становится одной из важнейших задач внешней политике России. Интерес к Сибири обуславливался как возросшими экономическими потребностями государства, так и интересами безопасности его восточных границ. После падения Казани, Россия оказалась в непосредственном соседстве с Сибирским ханством, куда входили зауральские башкиры.
Под постоянной угрозой вторжения со стороны Сибирского ханства была основная часть Башкирии, вошедшая в состав России. Кучум и его вассалы организовали набеги на русские поселения, грабили торговых людей и сборщиков ясаков. По сообщениям летописей, в составе отрядов Кучума, совершивших крупные походы в Прикамье и на Западный Урал в 1572 и 1581 гг. были и башкиры, которые еще не приняли русского подданства. Возможно, они участвовали в набегах сибирского хана по его принуждению.
Политика Кучума и возросшие экономические потребности Русского государства, убедили Москву в необходимости активной борьбы против Сибирского ханства. Первый серьезный удар по Сибирскому ханству, был нанесен казачьим атаманом Ермаком, отряд которого после многочисленных боев с войсками Кучума (26 октября 1582 г.) занял столицу Кучума (Кашлык).
Часть населения Сибирского ханства, начала переходить на сторону Ермака. Положение Кучума стало критическим, он оставил свою столицу и скрылся в степях. Однако сибирский хан мог еще собраться салами и в любой момент напасть на ослабевших в боях казаков. Ермак обратился в Москву за помощью к Ивану IV, но, несмотря на воинское подкрепление, Ермаку не удалось закрепить победу. В августе 1585 г. он попал в засаду и погиб, а остатки его дружины покинули Сибирь. К осени 1585 г. власть в ханстве вновь перешла Кучуму.
В конце XVI века русское правительство приступило к более прочному освоению Сибири, создавая там укрепленные опорные пункты, города, остроги с военными гарнизонами и содействуя переселению в Сибирь крестьян из центральных областей страны. В 1586-1587 гг. в самом центре Сибирского ханства были построены город Тюмень и острожек глобальск, а в 1598 г. на р. Туре, в Западной Сибири, возникла крепость Верхотурье, которая стала официальными «воротами в Сибирь».
По свидетельству сибирских летописей уже в 1582 г население Сибири стало принимать русское подданство. В лице русских служивых людей и казаков народы Сибири видели защитников от грабежа и эксплуатации со стороны татарских феодалов и соседних феодальных государств.
Строгановская летопись (Спасский список) называет реки, по которым жили народности принявшие русское подданство в 1586 г. по Каме и по Чюсовой, и по Усве и по Сылве, и по Яйве и по Обве, и по Инве, и по Косве и по иным рекам” В районе этих рек жили также и башкиры, которые, как известно по сохранившимся источникам, участвовали в набегах хана Кучума в 1572 и 1581г. на русские поселения в Пермском крае. Значит, вместе с другими народностями указанного края и башкиры в 1586 г вошли в состав русского государства. В том же году приняли русское подданство и остальные башкиры, ранее находящиеся под властью Сибирского ханства. Исключение составили лишь отдельные группы башкир табынцев, сынрянцев и мякотинцев, которые оставались приверженцами Кучума и его сыновей.
4 апреля 1598 г татарский воевода А. Войков выступил с отрядом к берегам Оби, где со своими приближенными и отрядами в 500 чел. Находился хан Кучум. 20 августа Войков напал на ханский стан. Бой продолжался с “Солнечного восхода” до полудня. Кучум потерпел полное поражение, после чего ушел в Среднею Азию.
Таким образом, борьба Русского государства за присоединение Западной Сибири привела к окончательному падению Сибирского ханства. Разноплеменное население Западной Сибири вошло в состав России. Но полная безопасность границ страны еще не была достигнута.
Сыновья, внуки и правнуки последнего сибирского хана на протяжении всего XVII века, даже в первой половине XVIII в. не расставались с мечтой о возрождении ханства.
После смерти Кучума его старший сын Алей провозгласил себя ханом. В немногочисленных улусах кучумовичей Алия “меж себя называют царем” сами по себе кучумовичи не были опасны, ибо не располагали сколько-нибудь значительными силами. Гораздо опаснее было то, что кучумовичи превратились в своеобразный центр антирусских сил на юге России. В своей борьбе с подданными России они находили союзников среди ногайцев, а также калмыков, прикочевавших в Сибирь в начале XVII в.
Алею удалось удержать при себе и группу башкир — табынцев, сырьянцев и мякотинцев. Кочевья кучумовичей находились преимущественно в верховьях Имима, Иртыма и Глобола, но иногда доходили до Яика. Кучумовичи подстрекали местное население против русских, используя его недовольство гнетом и злоупотреблениями сибирской администрации, совершали набеги на пограничные районы России, мстя тем сибирским народам, которые стали подданными Русского государства.
Попытки воеводы Тобольска, Тюмени и Уфы с помощью дипломатических переговоров склонить кучумовичей к принятию русского подданства не увенчались успехом. Поэтому сибирские воеводы вынуждены были прибегнуть к военным действиям. В августе 1608 г. в сражении с русским отрядом, посланным из Тюмени, царевич Алей потерпел поражение и попал в плен. С того времени в стане кучумовичей башкир не осталось. Мякотинцы, по видимому, ушли от кучумовичей уже до разгрома Алея и оказались в числе башкир, принявших русское подданство. Правда, они не сразу признали над собой власть Русского государя, и некоторое время платили Ясак ногайским мурзам. На в 20 — их гг. XVII в. источники называют их среди жителей Верхотурского уезда, плативших подати в царскую казну. На этом завершилась вхождение зауральских башкир в состав Русского государства.
- Значение присоединения Башкортостана к России.
Характер и условия принятия башкирами подданства Русского государства.
Башкиры приняли русское подданство по-своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел борьбу против своих властителей – татарских ханов и ногайских мурз. Западные башкиры не поддерживали Казанское ханства во время решительного наступления на него русских войск, ибо в лице хана они видели поработителя и угнетателя. По той же причине основная масса южных и юго-восточных башкир воспринималась требованиями ногайских феодалов уйти с ними за пределы родного края, и поднялось на борьбу за освобождение от их господства. Башкирский народ надеялся на помощь со стороны Русского государства и стремился к объединению с сильным и дружественным соседом.
Условия, на которых московский царь принимал под свою власть башкир, вполне устраивало башкирских феодалов, так как они сразу получали определенные экономические выгоды. Например, жалованные грамоты царя на вотчинное владение землей давали им возможность по своему усмотрению распоряжаться земляными угодьями, а тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака.
Не все башкирские феодалы выступали за принятие русского подданства, были и противники. Одни из них оставили Башкирию и откочевали с ногайскими мурзами на Кубань или за Яик, а другие, остались на родине, вынуждены были мириться с свершившимся актом.
Добровольному характеру присоединение Башкирии к Русскому государству соответствовали и те же условия, на которые согласились обе стороны при оформлении подданства. Включая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от грабежей со стороны соседних племен и народов от попыток кочевых ханов подчинить башкир своему господству, а также гарантировало земельные права башкир, признав за их общинами вотчинное право на занимаемые ими земли. Башкиры обязывались платить ясак, нести воинскую службу за свой счет. Московское правительство обещало не вмешиваться во внутренние управление башкир, не притеснять мусульманскую религию, соблюдать обычаи и обряды местного населения.
На башкир возлагалась охрана юго-восточных границ страны от нападений соседних кочевых феодалов. Башкирская конница в составе русских войск должна была принимать участие в войнах, которые вело Русское государство. Предусматривались и другие государственные повинности. Таким образом, условия, на которых башкиры получили русское подданство и вотчинные права на земли, были мягкими. Но сложившиеся в это время устойчивое политическое положение в Башкирии, ставшей частью Русского государства, упорядочиванию уплаты натуральной подати-ясака, регламентирование других повинностей принесли некоторое облегчение трудовым массам башкирского народа.
Условия принятия башкирами русского подданства вполне отвечали насущным потребностям Русского государства. Присоединение Казани и Астрахани отнюдь не исчерпывались его внешнеполитические задачи на Востоке. Для московского правительства важно было превратить в Поволжье и Предуралье в опорные пункты для проведения военно-политических и торгово-экономических мероприятий в отношении Казахстана, Средней Азии и Сибири.
- Значение присоединения Башкирии к России.
Вхождение в состав Русского государства было прогрессивным событием в истории Башкирии. Оно знаменовало переломный момент в судьбах башкирского народа.
Несмотря на всю свою подлость и славянскую грязь, господства России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского моря и Центральной Азии. Для башкир и татар с середины XVI в. историю башкир уже нельзя рассматривать вне связи с историей России.
Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов, покончило с политической раздробленностью края и бесконечными феодальными войнами, оградив тем самым производительные силы Башкирии от дальнейшего разрушения.
Русское государство стало надежным гарантом башкирских земель от любых агрессивных внешних нападений и грабительских набегов кочевых феодалов.
Прогрессивное значение присоединения Башкирии к России сказалось на развитии экономики и культуры края. Это способствовало развитию в крае земледелия, кустарно – промысловых занятий, а позднее и промышленности.
К концу XVI в. завершился многовековой и сложный процесс формирования башкирской народности. Вошедшие в нее племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему народу, признавали его самоназвание.
В составе Русского государства башкирский народ получил возможность для сближения с другими народностями. В край или русские, татарские, марийские, чувашские, удмурдские крестьяне, бежавшие от феодально-крепостнической эксплуатации.
Присоединение Башкирии, как и народов Поволжья, имело важное значение для укрепления Русского государства и облегчивало его борьбу с внешней опасностью.
С падением Казанского и Астраханского ханств и присоединением Башкирии произошло заметное оживление в сношениях России со Средней Азией, Казахстаном. Через Башкирию пролег один из основных сухопутных торговых путей в страны Востока. Планомерное укрепление государственных позицией в Башкирии превратило ее в плацдарм для проведения восточной политики России.
III. Основание Уфы
Территория современной Уфы имеет своеобразное и удобное для поселения людей географическое положение. Ранняя история района современной Уфы уходит в далекое прошлое, во времена палеолита.
В XI-XIII веках, особенно в период монгольского нашествия, бассейн р.Белой становится ареной постоянных передвижений многих тюркоязычных племен. Основная часть башкир была покорена монголами в 1219-1220 годах. Монголы, утвердившись в юго-западной части страны башкир, превратили ее в главную базу для дальнейших завоеваний. Остальная часть края была завоевана к 1223 году. К 1236г. монголы подчинили земли булгар, кыпчаков, буртасов и мордвы. Земли, заселенные башкирами, были разделены между двумя улусами. Приуральские башкиры вошли в состав личного улуса хана Батыя, зауральские — улуса хана Шибана (младший брат Батыя). Граница между улусами проходила по р.Яик.
Как и др. покоренные народы, башкиры облагались ясаком, несли дорожную, почтовую, мостовую и др. службы, должны были отдавать в войско хана вооруж. людей с годовым запасом продовольствия. Основную тяжесть налогового обложения и др. повинностей ложилась на рядовых башкир. Местные феодалы выступали в роли посредников между ними и центр. ханской властью. Недовольные своим положением башкиры не раз поднимали восстания.
В XIV веке в бассейне р.Демы и в низовьях р.Уфы расселяется одно из самых крупных башкирских племен — племя мин. Ярким свидетельством прочной заселенности территории являются замечательные памятники средневековой архитектуры — мавзолеи (кэшенэ — иран. «Дом мертвых» ) Тура-хана (XIV-XVв., расположен близ Уфы в бассейне р.Дема) и Хусейн-бека, (XIVв., расположен близ ж.д.станции Чишмы, в 60 км от г.Уфы. Надземная часть с куполом построена в 1911г.).
В период феодальной раздробленности Золотой орды (со 2-й пол. XIV в.) территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения противоборствующих группировок. Одно из крупных сражений произошло 18 июня 1391 г. на р.Кундурче. В середине XV века Золотая Орда распалась на несколько ханств. Территория Башкирии была расчленена между Сибирским, Казанским ханствами и Ногайской Ордой. территория современной Уфы оказалась под властью Ногайской орды.
После разгрома Казанского ханства и взятия Казани (1552г.) войсками царя Ивана Грозного русское подданство приняли западные башкирские племена, бывшие ранее под властью казанских ханов. В 1555-1556 годах в состав Русского государства вошли земли, подчинявшиеся Ногайской орде, в том числе территория и окрестности современной Уфы. В 1556-1557 годах башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. Царь Иван Грозный «жаловал» своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и давались гарантии защиты от военных набегов. За это башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной и медом, позднее — деньгами).
В 1957 в Уфе в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому государству установлен монумент Дружбы.
Несколько позже в состав России вошли зауральские башкиры. Они приняли русское подданство в 80-90-е годы XVI в. — нач. 20-х годов XVII в. в процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю. жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.
Управление Башкирией осуществлялось московским приказом Казанского дворца. Территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги (области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Такое деление происходило из былой политической раздробленности края и примерно соответствовало прежним владениям Казанского и Сибирского ханств и Ногайской Орды. Осинская дорога охватывала узкую полосу между Сибирской и Казанской дорогами. Термин «дорога» происходит от монгольского даруга, который означал должность начальника области или города в Золотой Орде. Уже в XV веке термин «даруга» имел значение не столько административной должности, сколько территориальной, т.е. даругами назывались определенные области Башкирии. Дороги делились на волости, которые распадались на роды (аймаки). Границы всех четырех дорог сходились там, где сливаются реки Белая и Уфа. Это место является естественно-географическим и административно-экономическим центром Башкирии.
Первоначально непосредственную власть и сбор дани осуществлял казанский наместник. Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае, организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в казахские степи и Сибирь царскому правительству был нужен опорный пункт. В свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков, нуждались в постоянной вооруженной помощи Русского государства. Такую помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам город нужен был и как место уплаты ясака, который до этого они вынуждены были возить в далекую Казань.
В 1574 году отряд русских стрельцов под руководством воеводы Ивана Григорьевича Нагого на высоком правом берегу р.Белой недалеко от устья реки Уфы построил небольшой укрепленный пункт, который располагался исключительно выгодно с оборонной точки зрения. На юге река Белая представляла степняков почти непреодолимую преграду. Протекавшая с севера на юг река Сутолока защищала укрепление с востока. С северо-востока оно оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись до конца XIX века.
Основу будущего города первоначально составлял «кремль», заложенный в 1574-1586 годах. Он занимал южную оконечность высокого мыса на правом берегу р.Сутолоки, пр впадении ее в р.Белую. Вид кремля представлял собой ломаный четырехугольник, общая площадь которого не превышала 1,5 гектара, длина его стен составляла примерно 440-450 метров. Стены были сооружены из поставленных вертикально огромных дубовых бревен, поэтому башкиры сначала Уфу называли Имэн кала (Дубовая крепость или Дубовый город). Кроме того в состав укреплений входили три рубленые из дуба башни, две из которых были проезжие, а одна — пешеходная. Обе проездные башни были двухярусными (восьмигранник на восьмиграннике) и завершались высокими шатровыми покрытиями. Северная башня называлась Михайловской, южная — Никольской (Сутолоцкой).
Относительно происхождения названия города Уфы существует несколько гипотез, однако наиболее вероятным кажется именование нового города по имени реки Уфы (вспомним, например, г.Тобольск, основанный в 1587 году на Иртыше близ устья реки Тобол).
Город Уфа, по словам П.И.Рычкова, был окружен великими горами и находился «между восьми великих и глубоких буераков, из которых в одном, кой идет поперек города, течет речка, именуемая Сутолокой». На левом берегу Сутолоки располагались посады, где жили служилые люди.
В 1579 году в Уфе «освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей матери». Существование каменной церкви говорит о наличии значительного для того времени населения, составившего церковный приход. В 1586 году Уфа получила статус города. Уфа становится административным центром Башкирии. Управление краем осуществлялось уфимским воеводой, подчиненным казанскому наместнику.
Появление города-крепости в центре Башкирии степными соседями башкир (ногайскими мурзами, сибирским ханом и другими кочевниками) было встречено крайне враждебно. На Уфу совершались неоднократные нападения, но все они успешно отражались гарнизоном.
Источники
- www.misufa.ru
- Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, научное издательство 1980 г.
- Башкирская энциклопедия. 1996 г.
- Большая советская энциклопедия. Т-27 Москва 1977 г. стр. 146-147.
- Краткая мировая энциклопедия Т-5 Москва 1968 г. стб. 790-791.