• Предмет: История:История
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2015
  • Страниц: 14

Исторические дискуссии по вопросу генезиса капитализма

Контрольная работа «Исторические дискуссии по вопросу генезиса капитализма»

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………

3

  1. Глава 1. Аграрные отношения в Европе в раннее новое время в трактовке отечественных исследователей …………………………….

6

  1. Глава 2. Развитие элементов капитализма в европейской промышленности в оценке историков …………………………………

8

  1. Глава 3. Социально-политические формы организации общества в условиях процесса модернизации ………………………………………

11

  1. Заключение ………………………………………………………………

15

  1. Список использованных источников и литературы …………………..

17

Введение

Для европейской истории XV-XVII вв. имеют исключительное значение. Многие историки называют ее «временем великого прорыва», и этому есть все основания. Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового.

XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией, заложившей основы современного знания в области естественных и точных наук, в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений. В период Реформации XVI в. столкнулись не только в смертельной битве религиозные взгляды, но и зародилась система гражданских прав и свобод и вырабатывались основополагающие понятия в этой шкале ценностей – свободы совести.

Формирование в это время капиталистических отношений в Голландии, Англии и других европейских странах привело к превращению европейский истории во всемирную. Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало разрушению феодальных форм производства, выдвинуло перед феодальными государствами новые задачи и проблемы, что привело к изменению форм государственного устройства – в этот период начиналась эпоха абсолютных монархий.

В экономическом плане в Европе четко выделяются 4 региона, каждый из которых оказывается в специфическом общественно-экономическом положении в рамках системы общеевропейского взаимодействия:

  1. регион, в котором господствовал раннекапиталистический уклад, наиболее полно выражавший суть собственно мануфактурной фазы общественного производства (Англия, Голландия);

  2. регион, где эта фаза общественного производства воплощалась лишь в укладе, оставшемся подчиненным в господствующей феодальной структуре производства (Франция, Швеция, ряд регионов Германии);

  3. регион, в котором в XVII в. отмечался социально-экономический регресс по сравнению с XVI в. (Испания, Португалия, Сев. Италия, Юго-Западная Германия);

  4. регион, в котором укреплялись крепостнические отношения (Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия).

Экономика Западной Европы XVI-ХVIII вв. носила преимущественно аграрный характер. Сельское хозяйство было той сферой материального производства, где традиции предыдущего периода (средневековья) были наиболее устойчивыми.

Господствовал ручной труд. И на фоне этого появляется и растет капитализм. Накапливаются социальные факторы буржуазного развития – классовое и профессиональное расслоение в обществе, сближение торговой и предпринимательской буржуазии, рост третьего сословия.

Для представителей поднимающегося класса буржуазии были характерны смелость, энергия, предприимчивость, напористость, умение идти на риск. Недаром эпоха XVI-ХVIII вв. – это время великих авантюристов. Буржуазия эгоистична и расчетлива. Прибыль, нажива – главные стимулы ее деятельности.

В книге М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» автор сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий, в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди преуспевающих коммерсантов преобладают сторонники протестантизма. Вебер пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».1 Далее автор делает различные предположения,  о природе данного факта преобладания протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В XVI в. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание».2

Выбранная тема актуальна по нескольким причинам: во-первых, ее изучение позволяет проследить изменения в развитии хозяйства и промышленности Западной Европы в Раннее Новое время, во-вторых, исследование промышленности региона позволяет оценить ее значимость и роль в период возникновения капиталистических отношений.

Основными задачами при написании данной работы являлись всестороннее изучение промышленности и сельского хозяйства Западной Европы в Раннее Новое время, а также процессы, происходившие в обществе в данный период.

Глава 1. Аграрные отношения в Европе в раннее новое время в трактовке отечественных исследователей

Деревня – главный оплот феодализма в буржуазные отношения втягивалась медленно. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей земли в результате преобразований, т.е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отмену фиксированных платежей и прав на наследственное держание земли.

В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, где шел процесс так называемых огораживаний, т.е. насильственного сгона крестьян с земли с целью превращения ее в пастбище для овец, шерсть которых шла в продажу.

От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо более консервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего этот процесс шел в Англии и Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазированием деревни.

В Англии и Голландии в XVI-ХVII вв. совершалась интенсивная буржуазная перестройка сельского хозяйства; утверждалась крупная капиталистическая аренда при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов (помещиков). В этих странах уже наблюдалось введение в практику новых типов сельскохозяйственных орудий труда (легкий плуг, борона, сеялка, молотилка и др.)

Буржуазный прогресс сельского хозяйства обеспечивал сырьевые ресурсы и приток рабочей силы в промышленность, т.к. крестьяне, оставшись без земли и не найдя работы в деревне, шли в город.

Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского.

В эту эпоху появился новый «герой времени», предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.

В XV в. английский феодализм вступил в новую фазу развития, и в течение XVI в. страна пережила столь радикальную перемену общественных отношений, которую в то время не испытала ни одна другая страна Европы. Старое манориальное хозяйство, основанное на барщинном способе эксплуатации крестьянства, пришло в упадок. Деревня стала основной сферой проникнове­ния капитала; произошедший здесь аграрный переворот, ос­нованный на экспроприации крестьянства, создал условия для бурного роста капиталистических отношений. Специфической особенностью Англии являлось то, что капитализм в ней имел преимущественно не городское, а деревенское происхождение; это обстоятельство наложило существенный отпечаток на весь дальнейший ход социально-экономического и политико-пра­вового развития страны.3

Но в XVI-ХVII вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих уступать добровольно свое место.

База капитализма была довольно слабой, поэтому оставались возможности для движения вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Португалия, Германия. 

Глава 2. Развитие элементов капитализма в европейской промышленности в оценке историков

Становление современной цивилизации было довольно сложным и длительным процессом, который претерпевал по мере развития различные преобразования. Это длительный исторический период – примерно с ХV в. и по настоящее время, причем в некоторых странах этот период еще не завершен.

Процесс модернизации, т.е. переход от феодализма к капитализму проходит различные фазы развития: раннеиндустриальную (XIV-ХV вв.), среднеиндустриальную (XVI-ХVIII вв.), позднеиндустриальную (ХIХ в.) и постиндустриальную (ХХ в.).

На раннеиндустриальной стадии развития буржуазии происходит длительное постепенное становление новых общественных институтов и элементов буржуазной формации, идет накопление первоначального капитала, появляются мануфактуры (ручное производство) – первые признаки капитализма.

Центром развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей (третье сословие), состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами, самый короткий путь к приобретению которых открывался через торгово-ростовщические операции. Эти капиталы не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем, в производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль.

В эту эпоху на смену ремесленному цеху стала приходить мануфактура. Мануфактура – это крупное капиталистическое предприятие, основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемной силе. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий капиталом, средствами производства. Мануфактуры, первичные формы капиталистического предприятия появляются уже в XIV-ХV вв.

Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец или предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование) и гораздо более распространенная – рассеянная мануфактура (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).

Возникновение мануфактуры означало значительный подъем производительных сил общества. Ее технической основой еще служило применение тех же орудий труда, что и в ремесленном производстве.

Позже в мануфактурах начинают применяться более-менее сложные по тем временам технические устройства для использования энергии воды и ветра. Приводимые в движение водоналивным колесом валы, шестеренки, зубчатки, жернова и др. применялись в мукомольном и круподерном деле, для выделки бумаги, в лесопилении, при производстве пороха, для вытягивания проволоки, резки железа, приведении в движение молота и т.п.

В мануфактурную эпоху происходят глубокие сдвиги в экономической жизни общества, катастрофическая ломка старого хозяйственного быта, старой картины мира.

Главным достоинством мануфактуры было то, что она являлась крупным производством и создавала возможности для узкой специализации трудовых операций в результате технического разделения труда. Это помогало увеличивать выпуск продукции наемными рабочими в несколько раз по сравнению с ремесленной мастерской, где все операции выполнялись преимущественно одним мастером.

Но пока не были изобретены машины, капиталистическое производство было обречено оставаться лишь укладом  в системе феодальной экономики.

Во Франции с течением времени важнейшей сферой приложения ка­питалов становилось производство, а основной формой его организации — мануфактура. Развивались новые отрасли про­изводства – горнодобывающие и металлургические промыс­лы, выделка стекла, фаянса, фарфора, предметов роскоши. Складывалась специализация отдельных регионов страны в производстве определенных товаров, что еще более стимули­ровало развитие торговых связей между ними. Однако то обсто­ятельство, что подъем раннекапиталистической промышлен­ности происходил преимущественно на окраинах страны, а столица оставалась в стороне от этих процессов, формирова­ние национального рынка шло замедленными темпами.4

Глава 3. Социально-политические формы организации общества в условиях процесса модернизации

В конце XV – начале XVI вв. сохранялось деление европейского общества на три сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третье – все остальные слои населения. Старинная формула четко определяла место каждого сословия в жизни государств: «Духовенство служит королям молитвами, дворянство – шпагой, третье сословие – имуществом».

Первое и второе сословия считались привилегированными – они не платили налогов и владели землей. Вместе они составляли меньшую часть общества. На высшие церковные должности назначались исключительно дворяне. Верхушку дворянства составляла титулованная знать, «представленная ко двору». Это была самая малочисленная часть общества. Жили эти люди на королевские подарки и пенсии.

На офицерские должности в армии тоже назначались дворяне, причем офицеры должны были документально подтвердить, что четыре поколения их предков были дворянами. В связи с началом использования огнестрельного оружия (ружей, пушек, мортир и т. д.) рыцарство стало постепенно сокращаться. Рыцарские доспехи не защищали от пуль и осколков, причем рыцарь в доспехах был отличной мишенью в бою из-за его неповоротливости и малой маневренности.

Самая нелегкая судьба приходилась на долю третьего сословия. Состав его был пестрый: крестьяне, простые горожане – ремесленники, наемные работники, поденщики. К этому же сословию относились и буржуа: банкиры, судовладельцы, купцы, хозяева мануфактур, чиновники, юристы. Они-то и платили все налоги. Среди буржуа было очень много богатых людей, дававших взаймы деньги королям, но политических прав они не имели.

Если сравнивать численность и состав сословий по государствам Европы на период конца XV – начала XVI вв., то можно обнаружить весьма заметные различия. Например, в Италии, где было много самостоятельных городов-республик, численность купцов, ремесленников, владельцев мануфактур, цехов, судовладельцев значительно превышала другие сословия, и экономические отношения были другими. Во Франции и Испании многочисленными были крестьяне, а также (относительно) мелкопоместные дворяне, феодалы. В Германии, где не было сильной императорской власти, во главе некоторых земель стояли духовные владыки. В этой же стране было много монастырей и церквей, имевших большие земельные наделы. Соответственно, структура общества была иной по составу и численности сословий. Но в основном это были те же три сословия духовенство, дворянство и третье сословие с преобладанием крестьянства.

Зомбарт В. (нем. экономист, социолог и историк, философ культуры) противопоставляет капиталистическому и ремесленному периоду (средневековому) период (или систему) капитализма, когда выдвигаются две различные группы населения: владельцы средств производства, которые являются в то же время руководителями процесса производства, и лишенные имущества рабочие; когда хозяйственная деятельность характеризуется стремлением к наживе и принципом рационализма (планомерности, целесообразности, расчетливости).

Эти последние два момента Зомбарт выдвигает на первый план; период XVI-XVIII вв. он называет периодом раннего капитализма, когда характерные черты последнего лишь постепенно обнаруживаются и капитализм лишь мало-помалу освобождается от свойств предыдущей эпохи, встречая еще много препятствий на своем пути.5

Сословная организация французского общества продол­жала сохранять свою традиционную трехкомпонентную струк­туру, оформившуюся на этапе сословно-представительной мо­нархии. Однако внутри трех старых сословий под воздействием набиравших темпы процессов капиталистического развития происходили серьезные изменения, складывались возможнос­ти для все новых и новых размежеваний, комбинаций и перегруппировок общественно-политических сил, открывавших перспективы дальнейшего экономического и государственно-правового прогресса.

Первым сословием французского общества по-прежнему оставалось духовенство. Составляя менее 1 % от общей числен­ности населения страны, духовенство владело 20 % всех обра­батываемых земель; этому сословию принадлежало также и другое движимое и недвижимое имущество.

На долю второго сословия французского общества — дво­рянства — приходилось менее 3 % населения страны (около 400 тыс. чел.) и до 80 % земельных богатств (в эту последнюю циф­ру включались личные владения монарха и членов королевс­кой семьи).

Внутри третьего сословия, на долю которого приходилось до 96 % населения страны, изменения были наиболее суще­ственными. Важнейшим социальным последствием развития капиталистических отношений, но одновременно и фактором, дающим дальнейший толчок к такому развитию, явилось фор­мирование в рамках третьего сословия двух новых классов – буржуазии и пролетариата. Буржуазия вырастала в первую оче­редь из аристократической верхушки городского населения (фи­нансистов, торговцев, цеховых мастеров, городской интелли­генции), зажиточных слоев крестьянства, части дворянства, которая использовала новые капиталистические методы хозяй­ствования. Пролетариат рекрутировался главным образом из прослоек городского плебса (ремесленников, поденщиков, чер­норабочих, люмпенов), а также разоряющегося крестьянства.

Фор­мирующиеся новые классы стремились к самоопределению, к выбору своего места в общественной структуре. Возникали но­вые очаги социальной напряженности, неизвестные эпохе клас­сического феодализма.6

В правовом положении основной массы английского населения – кре­стьянства – произошли значительные перемены. В течение XV в. крепостное право было почти повсеместно уничтожено, и крестьяне добились личной свободы (как правило, в результа­те выкупа барщинных повинностей). Отношения между крес­тьянством и феодалами стали строиться на договорных началах. Основную массу населения английской деревни в XV в. состав­ляли так называемые копигольдеры (от англ. copyhold – держа­ние по копии), так как документом на держание надела слу­жила для них выписка (или копия) из протокола решения манориального суда.7

Заключение

В Раннее Новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизация сложного длительного процесса, охватывающего все стороны жизни общества и обеспечивающая переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.

Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и, прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. В системе ценностей европейской цивилизации нового времени на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека.

Принципиально иным становится отношение к государственной власти: она лишается в глазах людей Божественной санкции, ее воспринимают рационально, о ней судят по результатам действий тех, кто находится во главе государства. Не случайно эпоха модернизации – это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем переустроить мир.

Конечно, не все процессы, связанные с модернизацией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVII в. в Западной Европе росли города, но сельское хозяйство не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялась техническая отсталость и мелкое производство.

Во второй половине XVII в. начали использоваться первые машины, но экономика в целом не была индустриализована.

Увеличилась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип. И все-таки происходившее в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в ХIХ в. его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным.

История до сих пор подтверждает, что процесс утверждения капитализма и процесс модернизации неразрывно взаимосвязаны и как бы подпитывают друг друга. Капитализм еще ни разу не был построен на традиционном обществе. Ни одна страна не смогла стать в истинном смысле модернизированной, минуя капитализм. И это естественно: капитализм ориентирован на постоянные новации, на свободную инициативу. И в этом смысле капитализм противоречит самому духу традиционализма.

Будущее той или иной страны зависело, прежде всего, от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Отсюда происходило перераспределение сил в мире в целом и внутри западноевропейской цивилизации. Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником.

Внутри западноевропейской цивилизации наметились различные градации, разделившие ее точки зрения успехов в развитии капитализма и модернизации на центр и периферию.

На уровень передовых стран вышли Голландия, Англия, Франция, где сложились благоприятные или относительно благоприятные условия для разрыва с традиционализмом. Германия, Испания, Италия, Скандинавский регион оказались вытесненными на периферию. Но страны, относящиеся к центру, развивались асинхронно, неодинаково. Достигнутое первенство было трудно удержать, ибо новая эпоха требовала постоянных новаций, гибкости политических и экономических структур.

Список использованных источников и литературы

  1. Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»// http//www.kara-murza.ru/books/Veber.

  2. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 548 с.

  3. Экономическая история Европы//http://euroeconomics.ru/part/pages/ 2/Novoe-Vremya.html.

1 Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»// http//www.kara-murza.ru/books/Veber

2 Там же

3 Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. С.440

4 Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. С.413.

5 Экономическая история Европы//http://euroeconomics.ru/part/pages/2/Novoe-Vremya.html

6 Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. С.414-419

7 Там же. С.440