- Что такое удельный период в истории Руси? Почему в ряде земель образовались республики, а на остальной территории – княжества. Обоснуйте свой ответ.
Проанализируйте и сравните государственное устройство и развитие Новгородской и Вятской республик и Владимиро-Суздальской Руси.
Что было общее, а в чем – различие?
В чем причины их самобытности?
Удельный период Руси.
Образование республик и княжеств.
Удельным (от слова удел) называется период с середины XI в. когда происходит территориально — политическое дробление Руси, иногда этот период называют термином Удельная Русь или феодальная раздробленность.
До половины XI века великий князь Русский правил в сущности единолично русской землей. Рассылаемые им по волостям князья и мужи были его посадниками, которые были обязаны идти по его зову на войну, доставлять ему часть даней и других доходов. По большей части это были его сыновья или дружинники, которых он мог выводить из земель и волостей и смещать с должностей.
Господство натурального хозяйство, плохо развитые товарные и рыночные отношения способствовали экономическому дроблению Руси. И только военная сила удерживала феодальные волости (территории подчиненные одной власти) в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество.
Раздроблению способствовал также запутанный порядок наследования, который был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть (князья-изгои), — постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено “держать отчину” (передавать свой удел по наследству). Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути “из варяг в греки”. Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси.
Непрерывная миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерывного дробления страны могло повлиять и отсутствие в русском феодальном праве понятия о майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земельные владения того или иного феодала мог наследовать только старший из сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя могли делиться между всеми наследниками.
В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер.
Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. Главой в них являлся посадник, избранный на вече из представителей знатных боярских семей.
Кроме того произошла перемена в самом характере этой должности, так из представителя и блюстителя интересов князя посадник стал представителем и блюстителем интересов Новгорода.
В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, образовались княжества, во главе которых стоял князь и власть его была более сильной.
Однако распад Древнерусского государства имел не только негативные последствия. Духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города – центры вновь возникших удельных земель. Развивалась торговля, ремесло что привело к возникновению новых путей сообщения.
Новгородская республика.
Особенности социально-политического строя Новгорода начали складываться еще в древности. Князь здесь не играл ведущей роли, княжеская династия так и не сложилась. Даже резиденция князя всегда находилась за пределами города.
Для Новгорода было характерно наличие выборной власти, что дает право называть Новгород феодальной республикой. Это было государство, где власть принадлежала феодалам и купцам. Большая часть населения была отстранена от политической жизни, что приводило к острым социальным конфликтам.
Изначально у всех арийских племен существовал примерно одинаковый общественный строй. С образованием и развитием арийских государств в них стали появляться различные отличительные черты. В Новгородской республике такой характерной особенностью стала теократия.
Христианская теократия — самобытная черта Новгородской республики. В древности многим арийским гражданским общинам была присуща языческая теократичность. Таковой она была до принятия христианства и в Новгороде. Однако после крещения Руси языческая теократичность в Новгороде преобразовалась в христианскую. Новгород, подобно античным городам, представлял собой гражданскую общину. Вместе с тем новгородцы, будучи православными, в своей совокупности образовывали и церковную общину. Поэтому новгородское общество вполне корректно можно назвать церковно-гражданской общиной.
В Новгородской республике между Церковью и государством царила полная гармония. Более того, «нигде в других городах и княжествах древней Руси Церковь не была так тесно связана с государственной жизнью, как в Новгороде». При этом православные новгородцы, без всяких сомнений, ставили Церковь выше государства. Новгородский архиепископ был не только духовным лицом и иерархом Русской Православной церкви, но и выполнял ряд важных светских функций. В Новгородской республике архиепископ влиял на общество несравненно больше, чем любой из представителей светской власти. В других русских землях, возглавляемых князьями, такого сознательного и основанного на свободной воле единства гражданского общества, как в Новгороде, не было. В русских княжествах существовало разделение властей. Главой светской власти был князь, церковной — местный епископ. Поэтому при всем теснейшем сотрудничестве светской и церковной властей другим русским землям не удавалось приблизиться к новгородскому.
В Новгороде не было самодержавных правителей, которые тратили бы деньги на свои прихоти и бездумно финансировали сомнительные проекты. В Новгороде также отсутствовал чиновничий бюрократический аппарат, своей коррумпированностью разъедающий любой общественно-экономический строй. Общественное устройство Великого Новгорода поощряло развитие предпринимательства и препятствовало возникновению культа роскоши.
В Новгородской республике средства собирались и тратились на конкретные цели, которые определялись решениями веча. Новгородская казна хранилась в Софийском соборе, и расходование казенных средств контролировалось Церковью. Люди, отвечавшие за государственные расходы, знали, что за финансовые злоупотребления их ждет не ссылка на Канарские пляжи, а последнее купание в студеных водах Волхова. Это — в настоящей жизни, а после смерти — вечные мучения.
Заимствуя достижения Запада в хозяйственной, производственной и военной сферах, новгородцы строго блюли от западноевропейского влияния свою веру, культуру, быт и национальные традиции. Они ни в коей мере и ни в каком отношении не испытывали перед западными соседями комплекса неполноценности. Наоборот, новгородцам было свойственно смотреть на Запад свысока и даже пренебрежительно. Это было связано с тем, что с народами Северной и Западной Европы новгородцы тесно общались с тех далеких времен, когда эти народы уступали им по многим параметрам культурного и технического развития.
Государственное устройство:
Высшим органом власти в Новгороде было вече — народное собрание. На вече собирались не все жители города, а только владельцы городских усадеб (400-500 человек). На вече избирались основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ).
Функции народного вече: заключение договора с князем; избрание, изгнание, смещение посадников; назначение воевод; контроль за администрацией; внешнеполитическая; распоряжение земельной собственностью; установление правил и льгот; установление повинностей; контроль за судебными решениями, проведение суда.
Главную роль в решении важнейших вопросов играл боярский совет (иначе: «совет господ», или «300 золотых поясов»).
В состав совета входили: архиепископ; посадник; тысяцкий; кончанские старосты; сотские старосты; старые посадники и тысяцкие.
Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.
Главой государства считался посадник — исполнительная власть. К его полномочиям относились: отношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого. В отличие от других русских земель, в Новгороде князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом.
Функции князя были многообразны. Прежде всего князь был главой дружины, которую он приводил с собой, но его дружина всегда была меньшей частью новгородского войска. Совместно с посадником князь выполнял и судебные функции. Для содержания княжеского двора выделялись особые земельные угодья. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли и приглашали другого.
Помимо князя, военную функцию исполнял тысяцкий – глава городского ополчения. Кроме того сбор налогов и торговый суд тоже вменялось в обязанности тысячника. Большую власть в Великом Новгороде имел глава новгородской епархии – владыка (архиепископ), кандидатура которого согласовывалась с вече, который он не только возглавлял церковь, но и ведал казной республики и ее внешней политикой. Сам город Новгород был разделен на несколько районов («концов»). Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты.
Основные слои населения:
Высшим новгородским сословием являлось боярство. Его экономическое могущество было связано с крупными земельными владениями как в самом городе, так и за его пределами.
Наряду с боярами (“мужами”, “большими людьми” — высшее городское сословие, его представители вели свое происхождение от родоплеменной знати, имели крупные земельные владения) существовал обширный слой менее привилегированных землевладельцев, их называли “меньшие люди” или “житьи люди” — это феодалы небоярского происхождения, как правило, они получали земли на условиях государственной службы. Все это были представители феодалов.
Новгород всегда был центром торговли, поэтому особую роль в политической жизни города играли купцы.
Низший слой населения составляли “черные люди”: в городе ремесленники, в деревне — крестьяне-общинники, а также смерды — это древнерусские рабы, которые жили в особых поселениях в полной личной зависимости от своих господ.
Развитие Новгородской республики.
В целом на экономическом развитии положительно сказалось удаленное географическое положение от кочевников.
Торговля.
Новгород играл важную роль в международных экономических и политических связях того времени. Город находился на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией (торговые соглашения с Ганзейским союзом). Такое географическое положение позволяло Новгороду быть «окном в Европу».
Земледелие.
Новгородские земли располагались на северо-западе Руси. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В неблагоприятные годы хлеб приходилось ввозить из других княжеств. Это не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новгород.
В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия (основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений), заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система (система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур), дающая большую эффективность. Ранее основной зерновой культурой была рожь (единственная озимая культура), теперь стали выращивать также гречиху, лён, ячмень, просо, овёс, пшеницу. Получает свое развитие огородничество: выращивают лук, чеснок, капусту, репу.
Промысел и ремесло.
В виду особенностей географического положения население преимущественно занималось промыслом.
Достаточно развито рыболовство «черной» рыбы: карповые, щуковые, окунёвые, «красной» рыбы: осетровые, лососёвые, раков.
Ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество — промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл.
Существовали хмельщики — производители сырья для одного из самых употребляемых в средневековом Новгороде напитков — пива.
Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.
Новгород был крупнейшим центром ремесленного производства. Ремесло было многоотраслевым, значительной была дифференциация (разделение) производства, приводившая к появлению различных, более узких, специальностей в рамках отдельных ремесленных отраслей.
Кроме всего, население занималось выплавкой железа. Были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира.
Также широко распространены были: гончарное ремесло, ткацкое ремесло, кожевеннообувное ремесло, солеварение.
В целом, по техническому уровню ремесленного производства и по масштабам его распространения Новгород не уступал средневековым городам Западной Европы.
Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы. Он имел хорошие укрепления. Постоянно обновлялись деревянные мостовые, существовала сложная система дренажа.
Культура.
В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и.т.д. Высокой для Средневековья являлась степень грамотности новгородцев (об этом говорят найденные археологами берестяные грамоты).
Вятская республика.
В конце IX — начале XIII веков в бассейн Вятки стали проникать русские. Они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев. Во второй половине XIII века приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием. Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельничское, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и другие.
Русские поселенцы, проникавшие в бассейн реки Вятки, двигались из Новгородской земли по Северной Двине, Югу, Моломе и из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унже, Ветлуге на Молому. Оба потока поселенцев попадали на Среднюю Вятку и заселяли ее берега от Моломы до Чепцы, ставя здесь починки, деревни, погосты. Некоторые из этих поселений укреплялись земляными валами и деревянным тыном. Укрепленные поселки, известные под названием городищ, представляли собой в большинстве случаев очень маленькие поселения. Укрепления предназначались не столько для защиты от вооруженных отрядов врагов, сколько для охраны жилищ и скота от хищных зверей.
Русские расселялись на свободных землях по соседству с марийцами и удмуртами. Но значительная часть нерусских племен под давлением русской колонизации постепенно отходила на юг и восток, предоставляя русским территорию по средней Вятке, Моломе и Чепце.
Самобытность Вятки нашла свое отражение в фольклоре, истории (исторических преданиях, праздниках, ссылке) и местах.
Пространственная отдаленность от столицы, леса, морозы, плохие дороги – всё это составляет существенную часть вятской мифологии. Преосвященный Никодим Казанский в записках в 1845 году пишет: «Там такая бездна лесу, что больше половины губернии можно назвать сплошным дремучим лесом». Лесной мотив вятского текста связан с развитием промыслов, торговли и процветанием Вятки в целом. Именно леса сделали привлекательными вятские земли для первых новгородцев как естественная защита, и именно вследствие удалённости, малопроходимых лесов и плохих дорог Вятка долго сохраняла независимость.
В литературе веков был широко распространён сюжет о новгородской независимости, между тем Вятка, наследовав нравы и политическое устройство Новгорода, дольше оставалась свободной, что сохранила фольклорная память: «В Вятке – свои порядки».
Еще одним важным фактором оказавшим влияние на самобытность Вятской земли является ссылка. В эпоху застоя бытовала шутка: «Даже железный Феликс не выдержал вятской ссылки – сбежал». XIX-XX веках Вятка была традиционным местом ссылок. «11 июля 1601 г. по указу царя Бориса Годунова был сослан в Яранск стольник Василий Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова. <…> Систематическая политическая ссылка в Вятскую губернию началась с царствования Николая. Первым в 1827 г. был сослан Н.Р.Тюрин. Его вина состояла в том, что он, будучи 16-летним мальчиком, слышал противоправительственные разговоры лиц, состоявших в тайном обществе братьев Критских». Всего с 1827 по 1913 гг. было сослано свыше 6 тысяч человек. В Вятском крае отбывали ссылку известные общественно-политические деятели и писатели: А.И.Герцен, В.Г.Короленко, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.Каменьский, Ф.Э.Дзержинский, Н.Э.Бауман, Ян Райнис и другие.
Если фольклор выявляет внутренние характеристики вятской самобытности, то ссыльный контекст – для Вятки — это характеристика внешней культуры, обогащавшей и обновлявшей Вятку. Например, ссыльным архитектором А.Л.Витбергом (10 лет в вятской ссылке) был построен Александровский собор, созданы решетки и ротонда Александровского сада. При активном участии А.И.Герцена (ссылка в 1835-38 годах) открыта публичная библиотека. М.Е.Салтыков-Щедрин за 8 лет ссылки многое сделал для борьбы со взяточничеством, организовал Вятскую сельскохозяйственную выставку – одну из самых больших в России — и, явно вспоминая Вятку, написал «Губернские очерки» и «Историю одного города», этим увековечив образ провинциального города в истории русской литературы и особенно точно выразив особенности местного уклада жизни.
По сей день актуальным является сюжет вятской культуры – святой ход на реку Великую. Легенда гласит, что перенесенная новгородцами при поселении икона Николая Хлыновского исчезла, а потом снова появилась в 50–ти верстах на Великой реке.
В 1412 году происходит знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. В память о тех событиях появился вятский народный праздник Свистопляска, а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила. Вятская свистунья (свистопляска) — самобытный вятский народный праздник. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (Свистунья первоначально называлась «Свистопляска»). Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевых свистулек.
В Вятском фольклоре проявляются следующие черты этноса: ротозейство (слепоротая Вятка, вятская ворона); простодушие и смирение; медлительность движений и ума, «но ума глубокого и тонкого»; религиозно-мистическая настроенность (суеверия); домовитость (отсюда любовь к кустарным промыслам и лесу – только там крестьянин может найти заработок); почтительность, смирение, отсутствие амбиции и самоуверенности («Мы, вячьки, робята хвачьки (т.е. хвацкие): семеро одного не боимся, а один на один, так и котомоцки отдадим»); простоту, сочетающуюся с умом и сметкой («сравнение с Иванушкой-дурачком, который «будучи «дурачком», всегда и везде оказывается в конечном результате первым»).
Д.К.Зеленин делает следующий вывод: «В общем результате вятчане рисуются в народных присловьях и анекдотах в симпатичном виде. Над ними подсмеиваются, но это не язвительный, не злобствующий смех, а добродушный, ласковый; по пословице: «над кем посмеются, того и полюбят». Так фольклор зафиксировал наиболее древний, уже вошедший в архетипическое[1] сознание города, образ вятского народа.
Государственное устройство:
Вятская земля в связи со своей отдалённостью от центра русских земель не нуждалась в союзе с сильными княжествами и признавала лишь покровительство князей, т. е. оставалась не владением, а скорее их союзником, заключая время от времени договоры с ним, и пользовалась широкой самостоятельностью. Управление было выборным. В качестве главного органа управления действовало народное вече. Это была своего рода республика подобная Новгородской.
Но она имела и свои отличия:
- во главе управ стояли земские воеводы — высшая исполнительная власть, избиравшиеся из наиболее знатных и богатых бояр;
- далее шли Ватаманы и подвойские, избираемые из числа «житьих людей» и купцов.
Воеводы и Ватаманы ведали военными и гражданскими делами (от охранных и промысловых до чисто военных), а подвойские выполняли судебно-полицейские функции (функции судебных приставов, глашатаев и рассыльных, исполнителей вечевых приговоров).
В сельской местности делами ведали сотские и старосты. Церковное управление было в руках десятильника (старейшего священника) – своё название он получил, видимо от церковной десятины уплачиваемой населением в казну церкви.
Основные слои населения:
Наиболее влиятельной группой феодального класса являлось боярство.
Второй по значимости реальной силой Вятской земли было купечество, которое, возможно, владело помимо городских усадеб еще и какими-то землями в сельской округе. Влияние купцов было обусловлено зависимостью Вятки от товаров, без которых обойтись было трудно (цветной металл, украшения, стекло, пряности, вооружение, некоторые виды продуктов питания).
Влияние «житьих людей» на управленческие структуры было менее значительным. Из их среды также формировались кадры местной администрации. Особую категорию составляли лица духовного звания, представляющие церковную и монастырскую братию. Судя по обвинительным посланиям Ионы: «…Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем християне, а живете делающе злая, горше нечестивых, ни по христьянству, ни по крестному целованию, ни по божествьному писанию православныя истинныя християньскыя веры; святую сборную Апостольскую церковь рускыя митрополия обидите и законы церковные старые разоряете …»[2], образованность вятских священников была невысокой, происхождение оставалось неясным, а конкретная деятельность клира[3] значительно нарушала церковные догматы[4]. Духовная жизнь на Вятской земле направлялась отнюдь не православием, а одной из его разновидностей, впитавшей в себя славянское и финно-пермское язычество.
Основную массу населения составляли непривилегированные слои вятчан — это свободное общинное население, состоящее из крестьян (смерды) и ремесленников. В минуту военной опасности основой народного ополчения становились не привилегированные, но свободные вятчане, хотя, безусловно, существовала и особая группа воинов-профессионалов, местом дислокации которых были как отдельные крепости, так и городские детинцы[5]-кремли.
Развитие Вятской республики:
Земледелие.
Получило свое развитие земледелие и огородничество. Применялась подсечно-огневую и трехпольную системы земледелия. Основными выращиваемыми культурами стали озимая рожь, овёс, ячмень, пшеница, а так же лён и конопля, из овощей лук, репа, свёклу, морковь и др.
Промысел и ремесло.
Большое значение в хозяйстве вятчан имело домашнее скотоводство. Разводились лошади, коровы, овцы, козы, свиньи, а также домашняя птица. Для заготовки кормов на зимний период использовались пойменные луга, лесные поляны и расчищенные из-под леса пожни.
Подсобную роль в хозяйстве играли охота, рыболовство, бортничество.
Развивалось деревенско-домашнее ремесло: обработка дерева, кости, металла, глины, кожи, пушнины, шерсти, волокна и других материалов. Деревенское ремесло носило натуральный характер. Ремесленники обслуживали своим трудом односельчан и соседей, работая на заказ и часто из материалов заказчика, не переставая при этом заниматься и сельским хозяйством.
Торговля.
Часть ремесленников, особенно тех отраслей, которые требовали специальных знаний и умений, в том числе кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары, скорняки, шорники, оружейники и т. п. стали концентрироваться в наиболее крупных населенных пунктах, где они находили надежный сбыт своих изделий. Этому способствовало и развитие обмена. Вятчане устанавливали торговые связи с марийцами, удмуртами, коми-племенами, хантами, волжскими болгарами и их потомками чувашами, а также с русскими землями и княжествами. Торговые люди также сосредоточивались в крупных селах, превращавшихся в торгово-ремесленные центры (протогорода). Наиболее крупные из них в XII — XV веках преобразовались в средневековые города.
Внутри города дома располагались несколькими рядами (улицами). В северном наиболее недоступном углу обычно находились жилища военно-торговой знати и местного правления. Простые местные жители и крестьяне-переселенцы селились в посаде рядом с городом. Во время внешней опасности все они укрывались за стенами города.
Посад – огражденное или не огражденное поселение, примыкающее к городу, – для зависимых людей (народа), которых иногда принудительно садили (селили) поблизости. С посадских людей имеющих доход от ремесла или торговли брали тягло (налоги).
Владимиро – Суздальское княжество (Ростово – Суздальское).
Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В XI—XII вв. активизируется миграция славян из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов.
Становление сильной княжеской власти также способствовало расширению границ Владимиро – Суздальского княжества. Новые регионы колонизировались по инициативе князей.
Залесской Русью правил Всеволод Ярославич, и она осталась под властью его потомков — сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого. При Юрии фактической столицей княжества стала Суздаль. Юрий получил свое прозвище Долгорукий за то, что его интересы простирались в разные уголки Киевской Руси. Он активно участвовал в междоусобицах, даже пытался захватить Новгород. Главной целью его политики было добиться киевского княжения, что ему и удалось сделать.
При его правлении Ростово-Суздальская земля пережила экономический и политический расцвет; усилились боярство и торгово-ремесленный слой.
Сыновья Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, своей деятельностью добились еще большего политического и экономического подъема Северо-Восточной Руси. При Андрее Боголюбском, прозванного так за значительную опору на церковь, продолжилось объединение русских земель и центр русской политической жизни из богатого боярского Ростова был перенесен во Владимир-на-Клязме.
Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея – Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, прозванный так за свое большое семейство.
Экономический подъем Владимиро-Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы.
Государственное устройство.
Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью.
Раннефеодальная монархия — государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму. Во Владимиро-Суздальском княжестве происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи).
Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов младшим князьям.
Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть.
Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир — и сам митрополит.
Как и во всех княжествах при чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием. В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления.
Центром управления становился княжеский двор. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях. Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организациях.
Тиун (тивун)— название княжеского или боярского чиновника, управителя. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора (огнищный тиун, конюшенный тиун). Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун). Тиуна мог судить только сам князь. Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу.
Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий (дворский) — управлял княжеским двором, конюший — обеспечивал войска конным составом, чашник — отвечал за продовольствие.
Мечник — дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом. Ему поручались князем и другие дела.
«Детские» – младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек.
Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах).
Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения — «корм», отсюда система такого называлась «кормлением».
Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия.
Правовая система княжества включала источники светского и церковного права.
Светское право было представлено «Русской Правдой» (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). «Русская Правда» содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени — Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах.
Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.
Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами («доконченное», «ряд», «крестное целование»).
Крестное целование — присяга, клятва, сопровождаемая целованием креста.
Ряд — уговор, соглашение. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как сознательную форму «посаженья на стол»[6], и состоял лишь из взаимной присяги народа и князя не делать друг другу зла.
Мирное докончание – конечные условия, подпись договора, грамоты.
Докончальная грамота — мирный договор, окончательно утвержденный.
Основные слои населения.
Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало чем отличалась от киевской.
Однако здесь возникает новая категория мелких феодалов, измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники, называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин — «дворяне».
Дворянство, то есть служилый, военный слой, зависевший лично от князя, получавший за службу или земли во временное владение, или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то княжеских доходов, часть которых предназначалась самим сборщикам. Единого термина еще не было, но в эту категорию младших членов дружины мы должны включить «детских», «отроков», «гридей», «пасынков», «милостников», «мечников», «вирников», «биричей», «тиунов» и др. Одни из них были почти холопами, другие дослуживались до положения бояр; эта прослойка была многочисленной и разнообразной.
В судьбах этих людей многое зависело от их личных качеств, от случая, от щедрости или скупости князя. Они знали княжескую жизнь, несли дворцовую службу, воевали, судили, скакали гонцами в чужие земли, сопровождали посольство, объезжали далекие погосты, закалывали из-за угла княжеских соперников, заковывали их в цепи, присутствовали на поединках, организовывали псовую или соколиную охоту, вели учет княжескому хозяйству, может быть, даже писали летописи. В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеского войска.
К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей — Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Верхушка духовенства: митрополиты и епископы. В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов — бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.
Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковью содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа. «Страдники» или «страдные люди» составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.
Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии — крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому.
Городское население состояло из ремесленников, купцов, духовенства белого (имеющего право на вступление в брак) и черного (таких прав не имеющего).
В связи с имущественными различиями произошла дифференциация городского населения на:
«лучших» людей — верхнего слоя городского населения,
«молодших» или » черных» людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города.
Развитие.
В целом на экономическом развитии положительно сказалась удаленность от степных кочевников на юге и географические особенности на севере, препятствующие легкому проникновения варягов с севера.
Несомненно, положительным было широкое строительство городов, которые являлись не только крепостями, но и средоточием ремесла и торговли, важными экономическими и культурными центрами феодального государства. Князь, временно сидевший на уделе, готовый в любой момент скакать в другие земли, не мог заниматься строительством городов. Юрий же и Андрей (продолжая политику Мономаха) связали свои основные интересы с Ростово-Суздальской землей, и это было объективно положительным.
Строительство городов, с одной стороны, было результатом развития производительных сил, а с другой – могучим фактором дальнейшего роста их, получавшего новую расширенную базу.
Торговля.
Развитие Владимирской Руси было тесно связано с пролегавшими через её территорию древними торговыми путями. Речные пути пролегали по Оке, Клязьме, Нерли, но, кроме речных, существовали и сухопутные дороги.
Был такой магистральный путь, как Волга, по берегам которого лежали богатые страны Востока, охотно покупавшие пушнину и славянский воск. Все новгородские пути на Восток проходили через Суздальскую землю, и этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода. Особое место в торговых отношениях между ними занимала торговля хлебом.
Земледелие.
Земледелие требовало большого труда и упорства. Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.
В XII в. возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата — «рыльце», имевшая по рабочему краю железную оковку.
В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о разведении на территории княжества вишнёвых садов.
Промысел и ремесло.
В хозяйстве крестьян большое место сохранило скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных дел.
Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой, рыболовством и бортничеством. В раскопках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей.
В городах Владимирской Руси XII в. развивались те же ремесла, что и на остальной территории Древнерусского государства.
- деревообрабатывающие ремёсла
- развивается гончарное дело
Расцвет гончарного ремесла был связан с производством различных видов поливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготавливались разных размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до очень крупных половых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток использовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива. Свидетельством его развития в крае явилось строительство Владимиром Мономахом в конце XI в. в Суздале Успенского собора.
- камнетёсное ремесло
В городах, прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников-каменотёсцев.
- кузнечное ремесло
Образцом кузнечного мастерства являются кресты Успенского собора и крест на Дмитриевском соборе, увенчанный фигуркой медного голубя – флюгера.
Среди кузнецов выделялась особая категория — оружейники. Их рукам принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского, которые являются не только памятниками кузнечного, но и ювелирного мастерства.
- повсеместно распространяется ткачество и прядение
Русские вышивальщицы знали до 50 приёмов шитья.
- кожевенное производство
Кожевники выделывали юфть и сафьян (особые сорта коровьей и козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи — на производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей.
- косторезное мастерство
В раскопках встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки и пуговицы.
- широкое развитие получает ювелирное мастерство
Ювелиры использовали для своей работы до 60 литейных форм. Особую группу ювелиров составляли златокузнецы. О разнообразии продукции владимирских ювелиров говорят находки браслетов-запястьев, серебряных ожерельев, колтов, бус, пуговиц и других украшений, выполненных в технике золочения, гравировки, зерни и эмалей.
Владимирским мастерам принадлежало первенство по технике огневого золочения и чернения. Русский мастер мог вытянуть из одного грамма серебра нить в один километр.
Специализация шла не по материалу, а по готовому изделию. Седельник, например, должен был знать кожевенное дело, уметь ковать стремена и чеканить узорчатые накладки на седельные луки. Селились ремесленники группами по сходству профессий. Так в городах возникали слободы (или концы) гончаров, кузнецов, кожевников и т. д.
Дома ремесленников были больше сельских изб, так как жилище часто совмещалось с мастерской. В некоторых домах уже в XII в. имелись даже вытяжные трубы — дымари, поставленные рядом с печью. Утварь горожан отличалась большим разнообразием и лучшей отделкой. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Некоторые мастера владели местами на торгу и сами продавали изделия.
Культура.
Рост производительных сил не замедлил сказаться и на развитии культуры.
Сохранившиеся до наших дней постройки эпохи Андрея Боголюбского свидетельствуют о развитии деревянного зодчество и деревянной скульптуры.
Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165г). Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальский стиль.
Ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворным храмом. Это самый богатый по убранству храм.
Суздальский белокаменный Рождественский собор, украшенный узорчатой резьбой, славится на весь мир своими Златыми вратами. Это – вершина Владимиро-Суздальского декоративно-прикладного искусства.
При дворе Андрея Боголюбского развивалась и литературная деятельность: написаны народные былины о местных и общерусских богатырях.
Вместе с тем распространялось и книжное просвещение. Правда книжная образованность вращалась только в избранном кругу духовных, мало проникала в народную массу.
- Прокомментируйте высказывания:
«…Техника в период реконструкции решает все… Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
«Эти зазнавшиеся вельможи (здесь: чиновники) думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надо без колебания снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом. У нас незаменимых людей нет».
Ответьте на следующие вопросы: Кто автор этих цитат и по поводу каких событий он это сказал? Что в этих высказываниях, на Ваш взгляд, сохраняет сейчас актуальность, а что – нет?
Начавшаяся с конца 1920-х годов глобальная военно-техническая гонка и активизация национал-социалистов в Германии, чей фюрер заявил, что «когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы можем иметь в виду в первую очередь только Россию», заставили Сталина серьёзно обеспокоиться недалёким будущим СССР.
В декабре 1929 г., выступая на съезде ударников социалистического труда, Сталин произнес знаменитые слова: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
«…Максимум в десять лет мы должны пробежать то расстояние, на которое мы отстали от передовых стран капитализма. Для этого есть у нас все «объективные» возможности. Не хватает только умения использовать по-настоящему эти возможности. А это зависит от нас. Только от нас! Пора нам научиться использовать эти возможности. Пора покончить с гнилой установкой невмешательства в производство. Пора усвоить другую, новую, соответствующую нынешнему периоду установку: вмешиваться во все. Если ты директор завода — вмешивайся во все дела, вникай во все, не упускай ничего, учись и еще раз учись. Большевики должны овладеть техникой. Пора большевикам самим стать специалистами. Техника в период реконструкции решает все…».
Это выступление положило конец пренебрежительному отношению к технике со стороны хозяйственников-коммунистов. Отныне должны были появиться — и действительно появились потом — целые отряды, тысячи и десятки тысяч специалистов, овладевших техникой и способных руководить производством.
Это была новая, советская, производственно-техническая интеллигенция рабочего класса и крестьянства, представляющая теперь основную силу нашего хозяйственного руководства.
Все это облегчило развертывание реконструкции народного хозяйства.
Развитие реконструкции шло не только по линии промышленности и транспорта. Оно еще более усиленным темпом разворачивалось по линии сельского хозяйства. Оно и понятно: сельское хозяйство было менее других отраслей насыщено машинами и оно более всего нуждалось в подаче новых машин. А усиленное снабжение сельского хозяйства новыми машинами особенно необходимо было теперь, когда каждый месяц, каждая неделя давала новый рост колхозного строительства и, значит, новые требования на тысячи и тысячи тракторов и сельхозмашин.
За этим стояло стремление в кратчайший исторический срок создать современную армию, авиацию и флот, военную экономику и крепкий социально однородный и национально сплоченный тыл, чтобы противостоять угрозе интервенции империализма. Для проведения скачка в индустриальном развитии, считал он, необходима опережающая коллективизация сельского хозяйства и мобилизация всех внутренних ресурсов. Проведение массовой коллективизации с одновременной «ликвидацией кулачества как класса» решительно меняло социальную структуру общества, ликвидируя самый многочисленный слой сельской буржуазии. Национализация средних и мелких предприятий в городе, свертывание частной торговли дополняли процесс устранения частных собственников в социальной структуре советского общества.
За те неполные 13 лет предвоенных пятилеток в стране была проведена беспримерная по своим масштабам индустриализация, в результате которой вступили в строй около 9000 новых заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов; были построены сотни новых городов, еще в 1930 г. полностью ликвидирована безработица. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, и по структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира. По объему промышленной продукции мы вышли на второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста превзошли и их показатели. Производительность труда, например, в крупной промышленности возросла за пятилетку на 82%. И главное, страна стала экономически полностью независимой. Мы научились все уметь и все стали делать сами! Удельный вес импортной продукции к 1937 году уже не превышал 0,7%.
«…фраза Сталина сегодня, во времена всеобщей модернизации, внедрения инноваций, презентаций Сколково и прочих «ций», — это как диагноз для нынешнего положения дел в нашей экономике…» (из интервью с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН Юрием Жуковым).
Сегодняшние политические деятели довольно часто вспоминают об экономическом прорыве 30-х годов.
На заседании Совета Безопасности РФ В. В. Путин раскритиковал качество оборонной промышленности, сославшись на ее отсталость.
«…За последние 30 лет по ряду причин — и прежде всего из-за хронического недофинансирования — отечественный ОПК (оборонно-промышленный комплекс — А.Г.) пропустил несколько циклов модернизации… По сути, нам предстоит …. совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было ещё в 30-е годы прошлого века. Нужно будет освоить наукоёмкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции. И на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством».
По словам главы государства, многие российские мероприятия «находятся в прошлом веке», хотя, безусловно, началась их активная модернизация, в частности, кадровая. Президент подчеркнул, что стране нужны люди, которые могут «мыслить современно», успевая за актуальными тенденциями.
Путин ставит задачу новой индустриализации. Причем вытянуть промышленность страны на современный уровень предполагается через закачивание гигантских средств именно в оборонную промышленность: «Модернизация и эффективная работа оборонных предприятий — это серьёзный резерв роста всей национальной экономики. Именно в ОПК сосредоточена основная часть передовых технологий, а более 30 процентов от общего объёма производства составляет продукция гражданского назначения: продукция, которая пользуется устойчивым спросом в энергетике, металлургической промышленности, машиностроении, связи и других отраслях. Это не какое-то открытие у нас в стране — это во всём мире так происходит. Оборонка всегда служила локомотивом, который тащит за собой другие отрасли производства».
Об этом же говорит Вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем интервью «Российской газете»: «Подразумевается создание промышленной индустрии нового уровня. А почему по аналогу тридцатых? Тогда мы брали все лучшее на Западе и адаптировали применительно к своим условиям. Наверное, и сейчас нам предстоит пройти схожим путем. И зачастую речь идет уже не о реконструкции имеющегося, а о строительстве новых заводов на новых местах. Возьмем, к примеру, оружейное производство. «Ижмаш» — завод, на котором, по его размерам, наверное, можно было бы строить авианосцы, а там производят только автоматы Калашникова. Огромные цеха, в которых не видно потолка, надо обогревать почти круглый год. Мало кто знает, но при проектировании и строительстве этого завода-гиганта закладывалась возможность выпускать совсем другую продукцию, а вовсе не автоматы и пулеметы. Чтобы провести новую индустриализацию, а только благодаря ей можно создать современное оружие, надо все минимизировать, надо все, что есть у нас ценного, аккуратно собрать и рационально сконцентрировать. Пришло время интегрированных структур. И когда они появятся, то надо сразу и безжалостно выбросить все старье, давно отжившее свой век. А попутно с закупками новых «станков для производства» создать производство «станков для производства станков» — то есть восстановить в России собственное станкостроение».
«Помимо неисправимых бюрократов и канцеляристов, насчёт устранения которых у нас нет никаких разногласий, есть у нас ещё два типа работников, которые тормозят нашу работу, мешают нашей работе и не дают нам двигаться вперёд. Один тип работников —это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, люди, которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них, а для дураков. Это те самые люди, которые не считают своей обязанностью исполнять решения партии и правительства и которые разрушают, таким образом, основы партийной и государственной дисциплины. На что они рассчитывают, нарушая партийные и советские законы? Они надеются на то, что Советская власть не решится тронуть их из-за их старых заслуг. Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом. Их надо смещать с понижением по должности и опубликовывать об этом в печати. Это необходимо для того, чтобы сбить спесь с этих зазнавшихся вельмож-бюрократов и поставить их на место. Это необходимо для того, чтобы укрепить партийную и советскую дисциплину во всей нашей работе» — цитата из Отчетного доклада (раздел III, ч. 2), с которым Сталин выступил на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Имея в виду некоторых высших партийных и советских чиновников.
Во времена В.И.Ленина и И.В.Сталина бюрократия ещё не успела сложиться в общественный класс. Но предпосылки к тому, чтобы она стала классом, причём классом эксплуататорским, — были. К концу 1930 годов между правителем и элитой началась внутригосударственная борьба за власть, в ходе которой послереволюционная элита была физически уничтожена методами террора. В новую государственную элиту входили люди, которые, как, например, руководители провинциальных партийных комитетов, участвовали в событиях, приведших к созданию нового государства. Благодаря своим заслугам во время этих событий, они стали особой статус-группой в новом государстве. Это отличало их от членов партии-интеллигентов, которые после поражения революции 1905 года оставили подпольную работу и эмигрировали на Запад, а также от членов партии, вступивших в нее после Гражданской войны, которые либо были слишком молоды, либо пришли слишком поздно, чтобы участвовать в Гражданской войне. Что самое главное, эта элита получила свой статус благодаря своим заслугам, независимо от действий или мнения центральных руководителей государства. Представители элиты считали, что заслужили этот статус и не обязаны им никому, и, в частности, Сталину. По этой причине элитарное самосознание стало для руководителей провинциальных партийных комитетов одним их неформальных ресурсов власти в конфликте 1930-х годов между центром и регионами. Это самосознание стало одним из источников статуса, которым не мог манипулировать даже Сталин. Его недовольство по этому поводу много раз проявлялось в 1930-е годы со всей очевидностью, когда он резко критиковал тех региональных руководителей. Так в докладе XVII съезду И.В.Сталин говорит о людях «с известными заслугами в прошлом», ставших «вельможами», «которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них, а для дураков. Это те самые люди, которые не считают своей обязанностью исполнять решения партии и правительства и которые разрушают, таким образом, основы партийной и государственной дисциплины. На что они рассчитывают, нарушая партийные и советские законы? Они надеются на то, что Советская власть не решится тронуть их из-за их старых заслуг».
Сталин охарактеризовал их как «честных болтунов»: «Людей честных, преданных советской власти, но не способных руководить, не способных что-либо организовать. У меня в прошлом году была беседа с одним таким товарищем, очень уважаемым товарищем, но неисправимым болтуном, способным потопить в болтовне любое живое дело».
В этих словах – ответ на вопрос, почему Сталин сурово отнёсся к зазнавшимся руководящим «лениногвардейцам», составлявшим большинство делегатов XVII съезда.
«Железная дисциплина, постоянный контроль, работа при максимальном напряжении сил и, главное, требование конкретных результатов, реального улучшения дел, отсутствие чего было, равносильно смещению с поста, невзирая ни на какие заслуги в прошлом, — все это приводило к такой производительности и эффективности управленческого труда, о которой в наши дни можно было бы только мечтать» — из интервью с Бенедиктовым И. А. в 1938-1958 ггзанимавшим ключевые посты в руководстве сельским хозяйством страны[7].
Такая требовательность немыслима в нынешней России, когда пренебрежение к законам стало нормой поведения чиновников и олигархов, размеры взяток растут в геометрической прогрессии ежегодно, а воры остаются безнаказанными. Сталинская требовательность к соблюдению закона, борьба против центробежных сил внутри советского общества всегда вызывали ярость врагов социализма.
- Проанализируйте и сравните Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную войну. Что общего в этих событиях можно выявить?
Отечественная война 1812 г.
Война 1812 года, одна из самых знаменитых не только в российской, но и в мировой истории, была порождена рядом причин: личная обида Александра I на Наполеона; отрицательное настроение придворных кругов, опасавшихся, в частности, восстановления Польши; экономические трудности; подстрекательская антифранцузская деятельность лондонского Сити и др. Но главной предпосылкой её возникновения было стремление французской буржуазии к мировому господству. Создателем этой агрессивной политики был Наполеон Бонапарт.
В России осознавали грозившую опасность. С обеих сторон начались интенсивные приготовления к предстоящей войне. Ни одну из своих войн Наполеон не готовил так тщательно, как войну против России, понимая, что ему предстоит встреча с сильным противником. Создав громадную, хорошо вооружённую и экипированную армию, Наполеон стремился политически изолировать Россию, а самому заручиться возможно большим числом союзников. Он рассчитывал, что России придётся вести борьбу одновременно на трёх фронтах против пяти государств: на севере — против Швеции, на западе — против Франции, Австрии и Пруссии, на юге — против Турции
Но, замысел Наполеона о полной изоляции России и одновременном ударе на неё с трёх сторон силами пятью держав был сорван. Фланги свои Россия успела обезопасить.
Система комплектования русской армии путём набора рекрутов из крепостных крестьян, а также 25-летний срок солдатской службы не позволяли иметь достаточное количество подготовленных резервов.
Впрочем, главная беда русской армии заключалась тогда не в малочисленности, а в феодальной системе её комплектования, содержания, обучения и управления. Непроходимая пропасть между солдатской массой и командным составом, муштра и палочная дисциплина, основанная на принципе «двух забей — третьего выучи», унижали человеческое достоинство русских солдат.
Рациональное использование огромных материальных ресурсов тормозилось большой протяжённостью территории, низкой плотностью населения, отсутствием мало-мальски проходимых дорог, крепостным правом и косностью царской администрации.
Таким образом, проигрывая врагу в численности, планировании и организации стратегического развёртывания войск, русская армия не уступала ему в вооружении и боевой подготовке.
Бородинское побоище 26 августа 1812 г. – единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания. Поэтому многие вопросы его истории, начиная с соотношения сил и кончая потерями, остаются спорными.
При изучении Отечественной войны неоднократно возникал вопрос: была ли необходимость в Бородинском сражении? И если «да», то для каждой из противоборствующих сторон эта необходимость была более важной, более существенной?
Бородинской битвы не могло не быть. Она была неизбежна. Кутузов дал сражение, во-первых, потому, что этого желала отступавшая армия. Во-вторых, возбуждённое общественное мнение не простило бы Кутузову, если бы он без решительной схватки с неприятелем отступил до самой Москвы. Кроме того, принимая решение о Бородинском сражении, Кутузов с полным на то основанием рассчитывал обескровить врага, лишить его надежды на лёгкую победу и этим положить начало позорному изгнанию оккупантов из пределов России. У Наполеона были свои соображения. Учитывая своё временное превосходство в силах, он надеялся в генеральном сражении разгромить русскую армию, принудить Александра I к вынужденному миру и с блеском закончить очередную кампанию.
Бородинское сражение началось 26 августа в половине шестого утра и продолжалось более 12 часов. Битва за Курганную батарею была ожесточённой.
1 сентября в деревне Фили, в трёх верстах от Москвы, был собран военный совет. Кутузов отдал приказ оставить Москву, чтобы сохранить армию.
2 сентября французская армия вступила в опустевший город.
В этот же вечер в разных частях города вспыхнули пожары, бушевавшие целую неделю. Сначала они носили локальный характер, но потом получили широкое распространение. Жертвами огня стали многие оставшиеся жители, а также раненые в госпиталях.
Вместо удобств и довольства, в городе французы оказались на пепелище. Правда, и Кутузов не решил своей главной задачи: спасти Москву. Он вынужден был пожертвовать городом. Но сделал он это не столько по воле Наполеона, сколько по своей воле, не потому, что был разбит, а потому, что выстоял и уверовал в победоносный для России исход войны. Бородинская битва явилась моральной победой русской армии, она стала началом конца величия французского императора и его армии.
Теперь в Московском Кремле Наполеон понял, что ему грозит гибель и спасти всё достигнутое могут только мирные переговоры. Оставаясь в Москве 36 дней, он трижды «великодушно» предлагал Александру I мир и трижды не получал ответа.
Из Москвы Наполеон шёл на Калугу с намерением отойти к Смоленску не по Старой, разорённой дотла Можайской дороге, а по Новой, Калужской. Кутузов преградил ему путь у Малоярославца. Бонапарт оказался перед выбором: атаковать Кутузова, чтобы прорваться в Калугу или уходить к Смоленску по разорённой дороге через Можайск. Подсчитав силы и взвесив шансы, он выбрал отступление. Так впервые в жизни Наполеон сам отказался от генеральной битвы, добровольно повернулся спиной к противнику, перешёл из позиции преследователя в позицию преследуемого. Но Кутузов после битвы у Малоярославца не хотел новых сражений и избегал их. Стратегия старого полководца была рассчитана на то, что французская армия сама придёт к своей гибели.
Дорога представляла собой выжженную пустыню, где, по словам очевидцев, «даже кошки нельзя было сыскать». Поживиться где-либо и хоть чем-нибудь на такой дороге французы не могли. Свернуть же с неё им было некуда: всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Бичом армии стал массовый падёж лошадей. Кавалерия и артиллерия превращались в пехоту, приходилось бросать пушки. Ещё до Смоленска голод принял столь катастрофические размеры, что французы, случалось, прибегали к людоедству.
После Вязьмы, где ударил первый по-настоящему зимний мороз, сразу в 18 градусов, на «Великую армию» обрушился новый враг – холод. Зима 1812 г. в России выдалась самой морозной за много десятилетий. Морозы, северные ветры, снегопады обессиливали и губили голодных французов.
Наполеон оказался в катастрофической ситуации. В довершении всех его бед река Березина, давно замёрзшая, теперь после двухдневной оттепели снова вскрылась, а сильный ледоход мешал строить мосты. Значительная часть отступавших неприятельских войск не смогла вовремя перейти на правый берег реки и была перебита или взята в плен Витгенштейном и передовыми частями Кутузова.
После Березины отступление остатков французской армии представляло собой беспорядочное бегство. Русскую границу перешло около 20-30 тыс. французов – это всё что осталось от 600-тысячной армии, начавшей в июне вторжение на нашу землю.
25 декабря 1812 г. Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны.
Сокрушительное поражение, которое непобедимый дотоле Наполеон потерпел в России, взбудоражило весь мир. Никто не ожидал, что «бич вселенной», уже завоевавший Москву, через три месяца будет бежать из России и оставит в её снегах почти всю свою «Великую армию». Сами россияне были потрясены грандиозностью своей победы. Александр I не посмел объяснить её ни патриотическим подъёмом народа и армии, ни собственной твёрдостью, а целиком отнёс её к Богу: «Господь шёл впереди нас. Он побеждал врагов, а не мы!».
Последствия Отечественной войны 1812г.
Столь грандиозная победа имела и грандиозные последствия для России в международном плане — она положила начало освобождению народов Центральной и Западной Европы. С одной стороны, она развеяла в прах наполеоновские планы мирового господства и положила начало гибели империи Наполеона, а с другой стороны, как никогда, высоко подняла международный престиж России, отвоевавшей у Франции лидирующие позиции на мировой арене.
Историческое значение войны 1812 года состояло в том, что она подняла новый прилив патриотических чувств среди всех слоёв населения – крестьян, горожан, солдат. Борьба с жестоким врагом побудила дремавшие дотоле силы и заставила её увидеть себя в новом свете. Победа вызвала бурный рост национального самосознания и направила лучших людей нации к освободительной борьбе против самодержавия и крепостничества
Участие народа в войне заключалось не только в том, что он пополнял армию рекрутами и ополченцами. Народ кормил, одевал, обувал и вооружал армию. Своим трудом он помогал преодолевать те упущения, которые проявило военное ведомство. Важно отметить, что в это время заметно возросла производительность труда и повысились темпы производства на военных заводах, мануфактурах и в ремесленных мастерских, работавших на армию.
Национальный характер войны выражался и в формировании сил ополчения. Крестьяне охотно шли в ратники, тем более что ходили слухи, будто бы после войны ополченцев освободят от крепостной зависимости. Несмотря на слабую выучку и недостаточное вооружение, они героически дрались бок о бок с солдатами на полях сражений. Ярким примером народной активности было партизанское движение. Оно возникло стихийно, но потом направлялось из главного штаба Кутузова. В рядах партизан были солдаты, казаки, ополченцы и добровольцы из крестьян.
Великая Отечественная война 1941 г.
В 1933 году в Гремании к власти приходит фашистская партия. Фактически это означало открытую подготовку Германии к новой войне. Тем более, что новое политическое руководство этой страны не скрывало своих реваншистских планов и целей. Гитлеровское руководство взяло курс на установление господства Германии на европейском континенте и на мировой арене. Одной из важнейших целей Германии являлся захват и разрушение СССР.
Военную экономику Советского Союза характеризовали производственные отношения товарищеского сотрудничества людей, свободных от эксплуатации. И в этом кроется экономическая причина политического и морального единства советского общества, единства фронта и тыла, массового социалистического соревнования рабочих и колхозников как могучей движущей силы экономического развития.
В годы войны усилилась организующая роль Советского государства, однако проявлялась она в специфических формах, свойственных особым условиям военного времени. Возросла централизация в системе государственного управления, получили большое применение внеэкономические методы организации производства и распределения.
Советские люди работали не считаясь со временем: они не уходили с предприятий сутками и даже неделями, отдавая все силы выполнению и перевыполнению производственных планов. В прифронтовых районах, в городах-героях рабочим приходилось трудиться под вражеским обстрелом; нередко они принимали непосредственное участие в обороне родного завода или города.
В годы войны внутри классов советского общества также произошли существенные перемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории. Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производстве значительно увеличился.
Колхозное крестьянство в свою очередь помогало городу. Это выразилось не только в пополнении промышленных предприятий рабочей силой и в аккуратном выполнении государственных обязательств по сдаче продукции. Колхозники посылали рабочим продовольствие из своих личных запасов. Десятки тысяч обозов шли в город. Это патриотическое движение охватывало область за областью и нашло отзвук среди крестьян оккупированных районов.
Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан.
Важным элементом военно-мобилизационной работы явилась поддержка патриотического движения народа. Многие из тех, кто не подлежал призыву в армию, вступали в народное ополчение.
В первые дни войны трудящиеся Москвы и Ленинграда выступили с инициативой создания дивизий народного ополчения. В Москве запись в ополчение приняла массовый характер. В него записывались коммунисты и беспартийные, ветераны производства и молодые рабочие, ученые и студенты. Среди добровольцев-ополченцев было немало участников гражданской войны, и много юношей, впервые взявших в руки винтовку.
Последствия Великой Отчечественной войны
Советский народ отстоял свою свободу и независимость, суверенное государство. в борьбе с самыми могучими вооруженными силами иностранных держав.
Главным источником победы были великий патриотический дух, стойкость, мужество, упорство, величайшее трудолюбие советского народа, качества, которые всегда позволяли преодолевать неимоверные тяготы и лишения.
Победа Советского Союза внесла решающий вклад в спасение европейской и мировой цивилизации. от фашизма. Народы Европы получили возможность самостоятельно развиваться на демократической основе. Страны Восточной Европы избрали путь социалистического строительства, влившись в число стран социалистического содружества; другие развивались на основе буржуазной демократии.
Значительно укрепился авторитет Советского государства. Победа в войне показала способность страны концентрировать политические, экономические, духовные, национальные и военные силы в интересах разгрома могущественного агрессора. Творческий потенциал народа показал свои неисчерпаемые возможности.
Общие признаки войн 1812г и 1941г
Накануне 1812 года вся Европа была под пятой Наполеона. Те государства, которые Бонапарт не завоевал, он сделал своими союзниками или вассалами. Так же поступил и Гитлер. Он не стал оккупировать Румынию, Венгрию, Испанию, а заключил с ними союз, точно так же, как Наполеон заключил союз с Австрией и Пруссией. Государства, находящиеся под протекторатом Франции, были обязаны платить дань империи не только деньгами, но и солдатами.
В 1939 году Гитлер захватил Польшу. Разделив ее с СССР, он сделал ее форпостом для нападения на нашу страну. Наполеон сделал аванпостом Великое герцогство Варшавское, поставил в полную зависимость германские государства из Рейнского союза. В Испании у него сидел свой ставленник, точно так же, как каудильо Франко был многим обязан Гитлеру.
Как и при Гитлере, Швеция оказалась нейтральной, хотя и заявила, что будет выступать на стороне антифранцузских сил, а Османская империя чуть ли не до начала Отечественной войны 1812 года воевала с Россией.
На карте Европы 1812 года непокоренными фактически остались только две страны — Англия на море и Россия на суше. Примерно такой была обстановка в Европе и накануне вторжения Гитлера в Россию. Наполеон пытался поставить Англию на колени. Особым декретом он запретил вести торговые, почтовые и иные отношения с Британскими островами. Блокада распространялась на все подвластные Франции, зависимые от нее или союзные ей страны. Любой англичанин, обнаруженный на территории, подвластной Франции, объявлялся военнопленным, а товары, принадлежащие британским подданным, конфисковывались. Гитлер также объявил блокаду Британии. Вся полоса континентальной Европы была «под немцем». Англия могла вести поставки, прежде всего военных товаров, только через Атлантику. Но со времен Наполеона прогресс шагнул далеко вперед, и английские транспорты в Северной Атлантике поджидали «волчьи стаи» адмирала Деница. Подводные лодки топили все, что двигалось из Англии и в Англию. Мало того, Гитлер стал упорно твердить о ближайшей высадке на Британские острова! Наполеон, кстати, также к такой высадке готовился, но она оказалась неудачной.
Надо заметить, что Наполеона, как и Гитлера, долго уговаривали на Россию походом не ходить. Может быть, он и не пошел бы, но Россия неожиданно вышла из континентальной блокады. Наполеон справедливо опасался возможного союза России с Австрией и Пруссией. Если бы такой союз возник, а он уже возникал в годы первых коалиций, антинаполеоновская коалиция серьезно усилилась бы.
Наполеон, не желавший затягивать войну с таким сильным и опасным противником, как Россия, сам предложил почётный для России мир, который и был заключён в 1807 году в Тильзите – ныне город Советск Калининградской области.
Заключая договор в июне-июле 1807 года в Тильзите, оба императора хорошо понимали всю эфемерность надежд на длительное сотрудничество, особенно в военной сфере. СССР, как и Германия, находился в состоянии ожидания неизбежной войны. 20 августа Гитлер направил телеграмму советскому правительству, в которой уточнил своё поручение – заключить договор о ненападении между Советским Союзом и Германий министру иностранных дел рейха Иоахиму фон Риббентропу. Советский Союз почти на два года обеспечил себе передышку, которую смог использовать для укрепления своей обороноспособности.
Готовясь к вторжению в Россию, Наполеон собрал мощную коалицию, куда вошло «двунадесять языков», как говорили тогда на Руси. Французы, итальянцы, поляки, немцы, испанцы, португальцы, швейцарцы, даже далматинцы — национальный состав французской армии был весьма разношерстный. Гитлер также не брезговал использовать на поле боя союзников. В нашествии на Россию принимали участие немцы, австрийцы, итальянцы, испанцы, венгры, румыны, словаки, финны, хорваты. Как у Наполеона французы, так и у Гитлера немцы составляли большую часть армии.
Наполеон так же, как и Гитлер, планировал быстро закончить войну “блитцкриг”, разгромив русскую армию в генеральном сражении. Наполеон и Гитлер верили, что их войны в России закончатся быстро и успешно, как многие другие – у Наполеона в Италии, Австрии, Голландии, Швейцарии, а у Гитлера в Польше, Чехословакии, Австрии и других странах Западной Европы. Однако, ни в 1812, ни в 1941 году реализовать “блитцкриг” по отношению к России не удалось. Общие стратегические просчеты приводят Францию и Германию к аналогичным последствиям: экономика стран-агрессоров оказалась не готова обеспечить достижение поставленной военной цели.
Еще одно обстоятельство, которое сближает события 1812 и 1941 годов, — это недооценка Наполеоном и Гитлером вооруженных сил и военного потенциала будущего противника. И, как следствие этого, переоценка собственных возможностей. У императора отсутствие достоверной информации о противнике было следствием серьезных трудностей французской разведки (что подтверждается высказыванием Коленкура “…нам не удавалось брать пленных и так как ни один шпион не дерзал пробраться в расположение русской армии, то мы не знали, что там происходит, и император был лишен всяких сведений”), то у фюрера это было следствием пренебрежения русскими и Россией. В своих воспоминаниях генерал Гудериан подчеркивает, что “Гитлер не верил ни донесениям о военной мощи огромного государства, представляемым военными инстанциями, особенно нашим образцовым военным атташе в Москве генералом Кестрингом, ни сообщениям о мощи промышленности и прочности государственной системы России”.
Между тем, анализируя причины собственных неудач, Наполеон и Гитлер выдвигают на первый план не допущенные стратегические просчеты, а климатические условия, которые в их глазах приобретают характер глобальной катастрофы. “Нас убила зима. Мы жертвы климата,” — восклицал Наполеон. В отличии от него Гитлер не испытал на себе действие русских морозов. Зато генералы Вермахта в ноябре-декабре 1941 года получили возможность сравнить впечатления Коленкура столетней давности с окружавшей их суровой действительностью, причем в тех же самых местах.
Но в 1812, как и в 1941 году победили врага не суровые морозы России, не придуманный разбитыми немецкими военачальниками и западными историками “генерал Зима”, а простой русский солдат, который у стен Смоленска и на Бородинском поле, в снегах под Москвой и в окопах Сталинграда, на огненной Курской дуге и при форсировании Днепра и Вислы, в горах Югославии и на улицах Берлина и Праги не щадя своей жизни добывал Великую Победу.
- Прокомментируйте высказывания:
«…Сколько смогут республики…властных функций проглотить…, пусть берут».
«Какую степень суверенитета вы считаете возможным переварить, такую и берите».
Кому они принадлежат? В связи с какими событиями и по какому поводу они сказаны? Обоснуйте свою точку зрения. Какой политический лозунг ХХ в. они напоминают?
«Какую степень суверенитета вы считаете возможным «переварить», такую и берите» — мысль, неоднократно повторенная Б. Н. Ельциным во время поездок по Татарии и Башкирии.
Знаменитый призыв Б. Н. Ельцина на выступлении на второй сессии Верховного Совета РСФСР в сентябре 1990 г.: «сколько возьмут республики на себя, сколько смогут они… властных функций проглотить, скорее всего реализовать… пусть берут». Этот лозунг вошел в историю.
«В субъектах Федерации призыв Ельцина был воспринят как руководство к действию. Почти 50 областей и республик заключили с Центром договоры о разграничении полномочий. Эти договоры все равно, что договоры тела с руками и ногами. Но они стали фактом. Суверенитета многие наглотались вволю. И признаки превращения России из федерации в конфедерацию уже нельзя было не замечать. Совершенно в наглую в субъектах Федерации принимались акты, противоречащие Конституции и федеральным законам. За год иногда таких актов появлялось около двух тысяч. Некоторые субъекты Федерации свои законы начали считать выше федеральных и в случае расхождения применяли законы субъекта. Но главное, что могло угробить Российскую Федерацию, — это намерения целого ряда ее субъектов самим получать налоги и давать Центру столько, сколько они решат. В 991 года Ельцин своей рукой вписал в проект союзного договора положение о том, что налоги будут идти по одноканальной системе: республики их собирают и отчисляют Союзу сколько сочтут нужным» — из интерьвью председателя …
Если поначалу этот лозунг способствовал национальной и региональной консолидации, то позднее оборачивается против целостности самой России.
Стихийный и хаотичный процесс складывания государственности усугубляет несовершенство действующего законодательства. В основу построения Российской Федерации положены два противоречащих друг другу принципа — этнический и территориальный. Множество спорных конституционных положений, противоречивых указов и постановлений о функциях Центра и регионов позволяет местным элитам толковать эти документы в свою пользу. Неясно, по какому принципу разграничиваются предметы ведения и полномочия между центральной властью и субъектами федерации. Не определено, чем край отличается от административной области. Неясны полномочия автономных округов: с одной стороны, они получили по конституции равные права с другими субъектами федерации, но с другой — сделана оговорка о том, что они входят в состав краев или областей. Это создает правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта.
Самостоятельность регионов заметно возросла после прошедших губернаторских выборов. Перестала существовать властная вертикаль президент — губернаторы. Разумеется, она была несовершенной: часть губернаторов и раньше была выборной, многие из них действовали бесконтрольно. Тем не менее президент мог без долгих разговоров наказать и снять с должности провинившегося, с его точки зрения, главу администрации, что и делал не раз. Теперь же губернаторы получили почти монопольную власть, и у них меняются ориентиры. Они чувствуют ответственность только перед избирателями и местными группировками, оказывающими им финансовую и иную поддержку. Соответственно, региональные элиты начинают считать себя самодостаточной силой, способной прожить и без Центра.
Стремление отдалиться от Центра вызывают также трудности и неудачи экономических реформ, их высокая социальная цена. Российские регионы резко отличаются друг от друга по эффективности производства, уровню благосостояния граждан и размерам капитальных вложений. К началу реформ Федерация объединяла субъекты, находившиеся на далеко стоящих друг от друга ступенях общественного развития.
Список литературы:
- Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. С.-Пб.,”Кристалл”,1998. Потапов, Социально-экономическое положение в Новгороде под ред. Потапова, Москва, 1983.
- Павленко Н.И., История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Фёдоров. – 4-е изд. – М. : Высшая школа, 2007 .
- Ключевский В.О. Русская история. – М.: Эксмо, 2006. – 912с.
- Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. – М.: Искусство, 1988. – 295с.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993. – 431с.
- Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. – М.: Наука, 1987. – 217с.
- Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1996. – 143с.
- Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: Аиф Принт, 2003. – 447с.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 2, т. 1, 3. – М.: Харвест, 2009. – 531с.
- Чистяков О.И. История отечественного государства и права. 3-е изд., – М.: Юристъ, 2005. – 430с.
- Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах : учеб. пособие. — М.: Проспект, 2006. – 320с.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
- Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1992.
- Россия и мир. В 2 ч. / Под общей ред. проф. А.А. Данилова. М., 1995.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.
- Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. М., «Индрик», 1994.
- Геллер М.Я. История Российской империи. — М.: МИК, 2001. — Том 2. с 199-200.
- Рыбаков В. Язычество древних славян. М., 1988.
[1] Архетип — это прообраз, первоначало, образец.
[2] Источник: Древние акты, относящиеся к истории Вятского края: Приложение ко 2-ому тому сборника «Столетие Вятской губернии». – Вятка, Издание Вятского губернского статистического комитета, 1881г.
[3] Клир в христианстве — духовенство, как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода.
[4] Догмат в религии — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике
[5] Детинец – это центральная, хорошо укрепленная часть русского города, его ядро, крепость, место пребывания лиц княжеской или иной власти
[6] венчание на царство, обряд священного коронования
[7] Опубликовано: Бенедиктов И.А. О Сталине и Хрущеве // Молодая гвардия. 1989. №4. С.12-65.