• Предмет: История:История
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2016
  • Страниц: 12

Религия и наука в век Просвещения

Содержание

Введение

XVIII столетие вошло в историю как «век Просвещения». Эта эпоха принесла с собой невиданное ускорение темпов социального и духовного развития европейского общества. Все более четкими становились контуры экономической модели, формировавшейся в ходе модернизации. Менялись формы государственного устройства, закреплялись новые элементы правого сознания и политической культуры. Ведущие представители интеллектуальной элиты европейского общества стремились осмыслить все эти процессы, сформировать целостный взгляд на перспективы развития цивилизации, роль человеческого разума в истории, проблемы взаимодействия общества с природой. Мировоззренческие искания XVIII в. привели к разительному обновлению самого стиля философствования, привнесли в него яркий полемический пафос, стремление к «просветительству», повышению роли науки в общественной жизни.

Само понятие «Просвещение» и хронологические рамки этого исторического явления достаточно условны. Просветительское движение возникло еще в конце XVII в., а последние очаги его угасли лишь в начале XIX в. Такая растянутость во времени объясняется нараставшей неравномерностью в темпах развития западных стран, существенной спецификой социальной базы и культурного контекста просветительского движения в различных регионах Европы и Северной Америки. В то же время прослеживается яркая преемственность в формировании и распространении ведущих просветительских идей. Сохраняя национальную специфику, Просвещение превратилось в подлинно общеевропейский духовный феномен.

Религия в XVIIXVIII века

В религии эпохи Просвещения существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Отсюда параллелизм духовной и светской культуры с постепенной дискредитацией первой за ханжество и фанатизм.

Единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное значение. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIVXV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала.

Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести.

С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, просвещение в разных странах получало местный и национальный характер.

В период борьбы буржуазии за господство в западноевропейском обществе католическая церковь столкнулась с рядом трудных проблем.

В XVII и XVIII вв. между папством и светскими государствами происходили многочисленные конфликты.

Одним из самых мощных орудий, которыми располагало папство в своей борьбе против политических противников, был орден иезуитов. Он достиг к XVIII в. апогея своего могущества. Его влияние и деятельность распространились на весь известный тогда мир: иезуиты проникли в заморские страны.

Суть учения иезуитов заключалась в том, что при решении любого морального казуса надо исходить не из каких-либо абсолютных и категорических законов, а из того, что в данных условиях и применительно к конкретному случаю может быть признано «возможным». как правило, во всех таких случаях допускалось неправильное и аморальное решение.

С начала второй половины XVIII в. орден оказывается под ударами страшной волны всеобщего негодования и возмущения, от которой папству уже не удается его спасти. против него выступают почти все королевские и княжеские дворы Западной Европы, растет количество выступлений в печати, требующих его безоговорочного роспуска и запрещения

В 1773 году папа Климент XIV был вынужден специальной буллой объявить о роспуске и запрещения ордена на «вечные времена».

Приход буржуазии к власти знаменовал собою радикальные перемены во всей производственной и общественной жизни.

Развитие производственных сил и производства последние столетия средневековья было связано с развитием естествознания. Буржуазия, заинтересованная в развитии производительных сил и техники, поощряла успехи естествознания и снимала те препятствия, которые ставились религиозной догматикой, церковью с ее инквизицией, богословием и схоластикой.

Не все взгляды, противопоставляющиеся религиозной идеологии, были атеистическими и вообще достаточно последовательными.

Из опасения инквизиционного костра многие атеисты высказывали свои взгляды в форме сомнений, предположений, робких замечаний. Само по себе развитие атеистической мысли было не прямым, а извилистым и противоречивым, так что некоторые проявления этого развития были лишь ступенями к последовательному атеизму.

В XVI в. получили яркое выражение и сравнительно большое распространение идеи философского скептицизма. его острие направлялось тогда не против возможностей человеческого познания в целом, а против религии, претендовавшей на то, что именно в ее вероучении сконцентрирована вся доступная человеку мудрость. Видными представителями такого скептицизма были во Франции М. Монтень (1533-1592) и его ученик П. Шарон (1541-1603), своим принципом универсального сомнения отдал должное скептицизмы Р.Декарт (1596-1650).

Англия XVII в. явилась родиной философского направления, сыгравшего большую роль в освобождении общественного сознания от пут христианской догматики: имеется в виду деизм. Крупными его представителями в Англии были Д.Локка (1632-1704), Д. Толанд (1670-1722). В XVIII в. деизм нашел своих приверженцев во Франции в лице Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и Вольтера (1694-1778).

Общая точка зрения, объединяющая всех представителей деизма, заключается в том, что бог признается в качестве существа или силы, сотворившего или сотворившей мир, в качестве первопричины мира. Дальнейшая судьба этого сотворенного мира, согласно взглядам деистов, осуществляется без вмешательства извне, все происходит в соответствии с присущими миру внутренними закономерностями и свойствами.

Сильный удар христианско-догматическим, как и вообще религиозным, представлениям о боге был нанесен философией Б. Спинозы. Этот великий мыслитель преследовался иудейским духовенством Нидерландов, постоянно оперировал в своих произведениях понятием бога и формально не признавал себя атеистом. Но синонимом для термина «бог» у него было слово «природа». Это был атеизм, который к тому же непосредственно связан с отрицанием учения о сотворении мира: природа была в системе Спинозы «причиной самой себя» и, следовательно, не могла быть сотворена никакой внешней силой.

Перед судом разума религия в целом и христианство в частности оказались решительно осужденными. Догматическое учение христианства подверглось обстоятельному разбору в сочинениях Мелье, Вольтера, Гольбаха и других деятелей Просвещения. Скрупулезному анализу была подвернута Библия, и результатом его оказалось ее полное развенчание не только как божественно-непогрешимой книги, но и как человеческого произведения.

Все просветители были едины в том, что христианское учение, как и учения других догматических религий, не выдерживает критики разума. они резко, гневно и остроумно громили догматы троичности божества, первородного греха и его искупления кровью Христовой, учение о рае и аде, о грядущем Страшном суде. Культ святых, поклонение иконам и мощам, мифы о чудесах, творимых иконами и реликвиями, — все это служило мишенью для разоблачительной публицистики. Просветители крититковали и саму организацию церкви, ее практику в прошлом и настоящем, бесчестность, развращенность и алчность духовенства.

Разумеется, церковь не могла оставаться равнодушной к распространению нечестивых учений, непосредственно с направленных против ее господства.

В 1775 г. папа Пий VI опубликовал специальную энциклику, направленную против вольнодумной литературы. Он объяснил влиянием последней «нынешнее состояние христианского народа, в котором столь охладело милосердие, соединяющее нас с богом…», распространились распущенность языка, разнузданность поведения, несправедливость и преступность.

Однако не только папские энциклики, но и весь феодальный порядок не мог остановить хода истории. Разродилась Великая французская революция 1789-1794 гг., открывавшая новые перспективы политического и идеологического прогресса. Она явилась также одной из важных страниц истории борьбы религии с атеизмом.

Научные открытия и достижения эпохи Просвещения

Своеобразие данного этапа развития научного знания проявляется в ряде его особенностей.

Влияние идей Исаака Ньютона (1643-1727) было безраздельным. Его классический труд «Математические начала натуральной философии» вышел первым изданием в 1687 г. Здесь Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на Земле, является той же самой силой, которая удерживает Землю на орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта же сила удерживает на своих орбитах и все остальные небесные тела; что эта сила пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Многие ученые XVII в. подходили к мысли об универсальном значении силы тяжести (Г. Галилей, И. Кеплер), но только Ньютон четко сформулировал ее фундаментальную роль, обосновал на основе строгих математических вычислений и вывел из закона тяготения основные законы небесной механики, Как считает один из выдающихся ученых современности И.Р. Пригожий, именно поэтому 1687 г. — одна из величайших дат в истории человечества. Закон всемирного тяготения оставался незыблемым до конца XIX в.

Согласно Ньютону, время и пространство абсолютны, неизменны, неподвижны. Причем эта истина применима ко всем частям пространства.

Именно в эпоху Просвещения прочно утвердилось рациональное мировоззрение в противовес религиозному. Передовые мыслители этого времени, которое называют веком разума, считали, что Вселенная развивается по присущим ей законам без какого бы то нибыло нематериального, божественного воздействия. Наиболее глубокое обоснование идея о самодостаточности Вселенной, развивающейся по абсолютным законам механики, нашла в многотомном труде «Небесная механика» великого французского математика и астронома Пьера Лапласа (1749-1827). Лаплас, ставший во времена правления Наполеона одним из министров, на вопрос императора о том, какую же роль в своей системе он отводит Богу, ответил: «Я не испытывал нужды в этой гипотезе».

Своего рода библией эпохи стала знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», издание которой завершилось в 1776 г. выходом в свет ее 17-го тома. Среди основных авторов Энциклопедии были великие французские ученые-просветители Д. Дидро, Ж.Л. Д’ Аламбер, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.

Самым престижным занятием в «век разума» считалась наука. В общественном сознании прочно утвердился девиз: «Знание — сила». Укрепилось убеждение в огромных возможностях познавательного и социального прогресса — умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма.

На этой почве возникли многочисленные социальные утопии. Вслед за «Утопией» англичанина Томаса Мора (1516) появились книга итальянца Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602) и утопическая повесть английского философа Фрэнсиса Бэкона «Новая Антлантида» (1627), в которой впервые излагался проект государственной организации науки.

Задачей научно-технического центра, именуемого «Домом Соломона», по мысли Ф. Бэкона, должно стать не только планирование и организация научных исследований и технических изобретений, но и их внедрение в хозяйство и быт.

Идеи Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона в XVIIIXIX вв. развили французские социалисты-утописты Ш. Фурье, Р. Сен-Симон и англичанин Р. Оуэн, ставшие непосредственными предшественниками марксизма.

Под влиянием этих идей усилился процесс институализации науки, постепенно складывалась классическая система ее организации. Специализированными научными организациями, объединяющими профессиональных ученых, стали академии наук. В 1603 г. была создана Римская академия наук, членом которой вскоре, в 1611 г., был избран Г. Галилей. Академия защищала Галилея от нападок церкви.

Английская Королевская академия возникла в 1662 г. С 1703 г. ее президентом стал И. Ньютон. В 1714 г. иностранным членом Академии был избран русский князь, известный сподвижник Петра I Александр Меньшиков. Его заслуги перед наукой состояли в создании обсерватории, а также большой библиотеки в Петербурге. В своем письме к Меньшикову И. Ньютон сообщал: «Все собрались, чтобы избрать Ваше превосходительство. При этом были единодушны».

В 1666 г. была создана Французская академия наук. Членами ее избирались выдающиеся ученые, но только по указанию короля. Король Людовик XIV лично следил за работой Академии, рассчитывая таким образом повысить свой авторитет. Покровительство короля способствовало тому, что здесь впервые государство стало платить академикам деньги. В качестве иностранного члена в 1714 г. в Парижскую академию был избран российский император Петр I.

Российская Академия наук была создана в 1725 г. при активной поддержке Петра I. Первыми ее членами стали математик Леонард Эйлер, математик и биолог Даниил Бернуми, а позднее М.В. Ломоносов. В качестве иностранных членов в Академию были избраны И. Кант, Д. Дидро, Ф. Вольтер, И. Гете.

Повышался уровень организации научных исследований в университетах, а также в первых специализированных высших учебных заведениях, которыми стали Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др. Появились кафедры как центры организации внутривузовских исследований. Возникло понятие «научная и учебная дисциплина».

Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых направлений исследований, специальных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки Имре Локатоса (1922-1974), в этот период сформировались следующие шесть основных направлений научных исследований: исследования энергии и теплоты, металлургия, электричество, химия, биология, астрономия.

Наиболее яркими представителями эпохи Просвещения, помимо французских ученых-просветителей, имена которых были названы выше, явились:

в Англии — Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Ньютон;

в Германии — Г. Лейбниц, И. Гёте, И. Кант;

в России — М. Ломоносов, Н. Новиков, А. Радищев;

в США — Б. Франклин, Т. Джеферсон.

Заключение

Взаимоотношения религии и науки в XVII-XVIII вв. приобрели особую остроту. По мнению американского протестантского теолога Г. Грина, отношения религии и науки складывались таким образом, что о них можно было написать несколько томов, озаглавленных «История войны науки и христианской теологии». Один из таких конфликтов возник вокруг созданной Н. Коперником гелиоцентрической системы движения планет. Хотя сам автор предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий; объективно она подрывала представление о Земле как неподвижном центре Вселенной. За пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600 г. Дж. Бруно. Г. Галилея заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от поддержки гелиоцентрической системы. Непросто было теологам согласовать библейскую идею творения Богом Вселенной ради «венца творения» — человека, оказывающегося на рядовой планете Солнечной системы, к тому же расположенной на краю Галактики.

Открытые в XVII в. и примененные затем для объяснения движения планет законы механики, закон всемирного тяготения уже не воспринимались в качестве новой ереси. Сам создатель небесной механики И. Ньютон (1643-1727), будучи христианином, считал свое открытие вполне совместимым с христианством. Гелиоцентрическая система укоренялась в сознании естествоиспытателей, и теология вынуждена была примириться с этим. Сформулированная во второй половине XVIII в. гипотеза И. Канта и П. С. Лапласа (1749-1827) о возникновении Солнца и планет из вращающегося раскаленного газового облака в изменившейся культурной атмосфере уже не вызывала резкой реакции церкви, хотя и отвергалась ею. В своем объяснении мира идеал классического естествознания требует исходить из того, что существуем, религия же; исходит из того, что то, что существует, имеет и смысл. Этому идеалу соответствовало представление мира в форме бесконечной причинно-следственной связи явлений, т. е. такой их совокупности, которая, рассмотренная в целом, причины вне себя иметь не может. Одним из существенных аспектов сформировавшегося в XVII и XVIII вв. классического естествознания было исключение из числа категорий научного мышления понятия цели. Сформированные в этот период естественнонаучные программы были едины в том, что естествознание должно полностью освободиться от телеологии.

Список литературы

  1. Лекции по истории философии науки: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Март, 2008. — 544

  2. Введение в историю и философию науки: учеб пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.А. Лебедева. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академический проект, 2007. – 384 с.

  3. Островский Э.В. История и философия науки: учеб пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.

  4. Новая история стран Европы и америки XVIXIX века. В 3 ч. Ч. 1: учебник для студентов вузов / под ред. А.М. Родригеса. – М.: Владос, 2005. – 528 с.

  5. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т. 1 . – 2-е изд. дораб. – М.: Мысль, 1988. – 445 с.