• Предмет: Культурология:Культурология
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2015
  • Страниц: 12

Модели Мира

Содержание

Введение 3 1.Научная модель мира и её познание 5 2. Религиозная модель мира, её познание 9

Вывод 12

Список используемых источников 14

Введение

Цель данного реферата: раскрыть научное и религиозное понимание мира, как они уживаются, что их объединяет. Показать, как религия влияет на образ жизни человека, что привнесла в нее наука.

Задачи: Определить что такое наука и религия? Что, каждое из себя представляет. Как влияют и что привносят в жизнь человека и общества. Влияние религии на образ жизни. Как человек постигает мир с помощью религии и науки?

Самые главные вопросы для человека, что он есть сам? Что такое разум, сознание, способность постижения мира? Что такое Бог и религия, которые долгое время сопровождают человека и как понятия религия и наука уживаются? Соответствуют ли научное и религиозное представления о мире, полученные путём, либо практики или другим способом? Каждый человек рано или поздно задает себе эти вопросы. И они естественны для человека, так как задавать вопросы, мыслить, действовать, и есть часть нашей жизнедеятельности. Истина возникает не тогда, когда её высказал кто-то авторитетный, а когда она доказана в своей достоверности. Научный результат получается не тогда, когда он оформлен в виде бесконечных цитат, а когда он получен тобою самим, доказан и достоверен.[ 1]

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образуют определённую модель (картину мира). Картина мира — это способ видения мира как целого, включая и человека в нём. В человеческой жизни познание мира занимает ведущее место. В нём многие, усматривают смысл назначение человеческой жизни. Так сложилось, что стремление к познанию было первоначально неразрывна, связано с религиозным методом. Позже отделились нерелигиозные формы знания и познания, в частности наука. Сложилось два основных способа познания мира. Они складывались и конфликтовали долгое время. В современности всё больше подходят к вопросу: а принципиально ли эти два способа не совпадают? Конечно основным вопросом остаётся: есть Бог или нет? Для науки в этом ни чего не доступного и запретного нет. Любой ответ на вопрос о строении и природе мира основан на опыте человека, фактах, которые он фиксирует как органами чувств, так и приборами и на соотнесении этих фактов с мыслительной моделью или теорией. Теория – это не описание фактов, это формулировка законов природы на специальном абстрактном языке, высшем уровне в котором является логика и математика. Здесь возникает трудность научной специализации, поскольку абстрактное и логическое мышление свойственно людям в разной степени. Оно сопровождается ещё и образным интуитивным мышлением, существенно конфликтующим с математизированным. Крайне важно установить единое представление о принципиальном смысле основных понятий. Что такое наука? Многие говорят, что это знание. В целом наука – это вид человеческой деятельности, состоящей в познании мира, необходимом и используемом для его активного преобразования. Для изменений окружающего мира к лучшему, к более полезному, безопасному, к тому виду, что соответствует в своих описаниях с перечнем потребностей человека и сложной социальной системы. Наука предназначена для получения двух полезных для человека продуктов: знаний (информации о мире) и на этой основе рекомендаций, как на практике преобразовать мир.

Место религий в современном мире очень значимы. Различные религии имеют большой опыт воздействия на массовую психологию. К тому же во многих странах национальные традиции неразрывно связаны с религией. В последнее время одновременно с растущим освобождением личной и общественной жизни людей, от религиозного влияния происходит рост активности всех крупных религиозных течений. Наиболее заметное участие ислама, католицизма, буддизма, православия и других религиозных течений в жизни стран и отношениях. Вера очень важное понятие в жизни человека. Оно принимается к более широкому контексту, чем только религиозная область. Основное то, что вера есть результат завершённого действия или процесса, свершившийся факт, нечто, приобретённое в результате чего-то.

Процесс познания мира происходит по стадиям. Он имеет этапы как в историческом времени развития человечества и его представлении о мире, так и в каждом конкретном процессе научного исследования. Человек видит, слышит, осязает – и таким образом получает информацию о мире. [1]

1.Научная модель мира и её познание

Научная модель (картина) мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов. Информация о мире должна быть обработана и преобразована. Первичные описания и статистики должны быть упорядочены, в них должны быть выявлены причинно-следственные связи, зависимости, они в свою очередь могут быть выражены в виде модели природных явлений и процессов, в виде теории. Теория как описание мира на языке причинно-следственных связей, уже являет собой понимание мира. Достоверная теория позволяет предсказывать и затем открывать не наблюдавшиеся ранее в практике человека, но в том числе полезные свойства предметов человеческой деятельности. Позволяет предсказывать, точнее, прогнозировать их развитие во времени. Так создаются новые материалы, новые технологии, новые ценности. Только достоверная теория обеспечивает результативность, надёжность и безопасность практических рекомендаций и алгоритмов преобразования мира. В крупных социальных системах человека: политика и государственном управлении, если научное знание и научные методы не применяются в поддержке анализа при принятии государственных решений, в прогнозировании последствий планируемых решений, то результат такого правления, как правило, провал или даже катастрофа государственности .

Формирование научной картины мира впервые было осуществлено Исааком Ньютоном. В основном труде сформулированы понятия и законы классической механики, дана математическая формулировка закона всемирного тяготения и т.д. В завершенном виде механика Ньютона явила собой классический образец научной теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени. Трудами Ньютона был заложен фундамент механистической картины мира и механистического мировоззрения: из начал механики, ее законов можно и нужно вывести все явления природы. Мироздание во всех частях, формах и видах существует и взаимодействует по законам механики. Общество и человек в своей жизнедеятельности функционируют по законам механики. Научные открытия XIX−XX вв. привели к необходимости пересмотра философской и научной картины мира, что нашло решение в диалектическом материализме, в котором отражается естественное убеждение человека в том, что мир есть, он существует, наличествует, бытует здесь, всегда и везде, образуя целостное единство конечного и бесконечного. Мир является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения людей. Мир имеет внутреннюю логику своего существования и развития, его существование объективно, то есть он реально заложено сознанию и действию отдельных людей и общества в целом. В современной науке абстрактное чистое бытие не только не находит эквивалента при обобщении новых тенденций, но эти тенденции требуют, чтобы исходные понятия религиозного анализа не претендовали на априорный характер, обладали богатством определения, были конкретными. Наука XX века достигла огромных успехов в познании структуры и закономерностей развития Вселенной. Различают следующие основные структурные элементы Вселенной: мегамир − мир космических объектов; макромир − мир объектов нашей планеты; микромир − мир элементарных частей. В особые структурные группы выделяют неживую природу, живую природу и социально-организованную природу. Научная картина мира является важнейшим блоком оснований научного знания, на основе которого формируются специальные картины мира. Вторым важнейшим блоком научного знания являются идеалы и нормы научного познания. Третьим блоком основания науки являются философские идеи. Характерной особенностью современной эпохи является интенсивное развитие науки, возрастание ее вклада в социальный прогресс, последовательность и планомерность применения результатов научного прогресса в обществе. Наука выполняет роль основы, инструмента и метода управления и прогнозирования общественного развития. Человечество достигло техногенной цивилизации, характеризующейся высоким уровнем развития производительных сил, сложной и динамичной системой общественного управления неограниченными возможностями развития сущностных сил личности. Техногенный тип цивилизации характеризуется процессом функциональной перестройки науки, превращением ее в непосредственную производительную силу развитого общественного производства. Это сопряжено с совершающимися техническими и научно-техническими революциями, с качественными преобразованиями “неорганического тела человека” — предметной среды, созданной им, с формированием динамичных социальных связей. Техногенная цивилизация возникла в XVII — XVIII в. и характеризуется рациональностью. Основополагающая роль в развитии этого типа цивилизации принадлежит науке. Именно разум вывел человека из объектных отношений, разум создал отношения субъектно-объектные, создал собственно человека и культуру как среду его обитания. Между тем возникла ситуация, когда неограниченные возможности науки, породившие ее культ, пришли в противоречие с теми проблемами, которые взрастила наука. Наука — смысловой центр, душа человеческой культуры, — вывела человечество на грань экологической катастрофы. Она создала возможности быть используемой против человека, и человечество драматически переживает ситуацию, в которой наука не смогла разрешить глобальные проблемы: сохранить среду обитания, разрешить проблему ядерного разоружения, разрешить демографическую проблему, и в целом решить трагическую проблему ХХ в. — проблему выживания. И разве только это? Кажется, что вера в разум терпит крушение, а мы, характеризуя жизнедеятельность общества, все чаще и чаще обращаемся к термину “дегуманизация”. Возможности современной настоящей науки, настолько велики, что она действительно преобразует мир. Манипуляции массовым сознанием, информационное оружие и войны, помогают управленцам организовывать революции, мобилизовывать людей на свершения и подвиги, или на оборот. Наука многое обещает, и она же угрожает человеку. Компьютерная революция меняет формы и характер интеллектуальной деятельности, меняет психологию человека. Он освобождается от рутинных процедур, они передаются машине. Таким образом, наука представляет собой человеческий инструментарий, сопровождающий его всю жизнь, помогающий ему её обустраивать. Познание мира есть не только и не столько накопление фактических сведений (знаний), но ещё и построение модели мира, т.е.достижения понимания природы окружающего мироздания.[2]

2. Религиозная модель мира, её познание

Религиозное мировоззрение – это такая форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Специфическими чертами религии, как правило, считают веру и культ. Что для верующего человека является истиной? Что Бог существует – это для него абсолютная истина и потому столь же абсолютна истина, явившаяся в откровении, ибо она от Бога. Добытая таким путем Истина становится неотъемлемой и внутренне непреложной для того, кто отыскивает ее сам. Она побуждает уверовавшего действовать именно так и не иначе. Следовательно, у проблемы в религиозном познании, как и в научном, имеется две составляющих: проблема познания и проблема действия согласно знанию. Иерархия религиозных ценностей имеет точкой отсчета абсолютную ценность, абсолютное благо – Бога, что отражено в так называемом законе божьем (люби Бога больше всего, ближнего своего – как себя самого), где понятие любви выражает универсальную движущую силу мира (дух мироздания). Свою жизнь человек может рассматривать и в качестве средства, и в качестве цели. Если он рассматривает ее как цель, все остальное должно быть средством, если как средство, то его собственная жизнь становится равной жизни других существ в отношении к чему-то большему, в случае веры – к Богу.

Процесс религиозного познания включает два основных этапа: подготовку и волевое устремление; акт знания, познавание, откровение. В христианской традиции эти этапы имеют свои названия: любовь – воскрешение – вознесение. В их основе лежит универсальная идея, которая проявляется в их онтологии и гносеологии: человек в отношении к своей личности (душе) является переходным существом. В этих двух моментах особенно отчетливо наблюдаемо различие между научным познанием и религиозным познанием. Особенностью религиозного познания является его метод – откровение. Откровение часто смешивают с особыми психическими переживаниями. Что такое откровение? Во-первых, творческое откровение – это не религиозное откровение. Хотя творческое откровение тоже не рационально по природе, но оно может быть рационализируемо. Во-вторых, религиозная реальность открывается верующему, как его личное переживание божества. Действительность божества не выводится из религиозного ощущения, но является содержанием самого ощущения.

Религиозное познание происходит в процессе диалога, но чтобы этот диалог состоялся, как и в научном познании, необходимы и способность, и воля, и духовный труд. В религиозном познании объект познания – Бог, но Бог в своей трансцендентности не может быть внешним предметом ни для опыта, ни для мысли, ни для эксперимента. Поэтому лишь в той мере, в какой Бог входит в мир человека, он становится доступен верующему. «Государство Божие внутри вас», – это значит, что лишь себя субъект может использовать в качестве средства познания, лишь изменяя себя самого, он формирует в себе способность к откровению. Откровение – это момент качественного изменения опыта. Религиозный опыт можно в общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия некоего высшего начала в бытии всех людей и всей Вселенной. Это ощущение дается в акте непосредственного «видения», исполненного для верующего такой же внутренней достоверности, какую имеет видение собственного «Я». Должен ли каждый сделать выбор между верой и наукой? Религиозное знание не может заменить собой привычного чувственно- рационального знания, необходимого как верующему, так и неверующему. Действительно ли, в таком случае, откровение доставляет абсолютное знание? Истина, как всегда, лежит посредине. Религиозное погружение в себя может приблизить человека к основаниям его души и, трансформировав, привести ее в согласие с реальностью. Значит, чем в большем противоречии с реальностью находится душа человеческая, тем больше она нуждается в религиозной вере. Важно понять, что главное в православном мышлении — не создание нового, а подключение к кладезю христианской мудрости. Создание нового, столь ценное и необходимое сейчас, в то далекое время оценивалось как «самомышление», проявление греховности человеческой природы. Поэтому основным и главным являлось сохранение, трансляция во времени прошлого как постоянного В христианской системе ценностей человек есть высшее творение, Бог есть центр мироздания. Бог — абсолютный творец — по замыслу Своему продолжает Себя в человеке. Именно здесь кроется абсолютно новое понимание свободы как возможности совершенствования человечности и духовности.[2]

Вывод

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образуют определённую модель или картину мира. Отсюда можно сделать заключение, что такое картина мира — это способ видения мира как целого, включая и человека в нём.

Так сложилось, что стремление к познанию было первоначально неразрывна, связано с религиозным методом. Позже отделились нерелигиозные формы знания и познания, в частности наука. Сложилось два основных способа познания мира. Они складывались и конфликтовали долгое время.

Но времена, когда религия отвергала науку давно прошли, времена, когда наука отвергает религию проходят, и надеюсь, скоро пройдут. Наука и религия должны найти точки соприкосновения, потому что в них есть очень много общего. Религиозные знания несут в себе духовность, терпимость к происходящему, познание Бога как нечто далекое светлое, справедливое и доброе. Так и наука стремится открыть все новые и новые горизонты познания, хотя и делает она это порой топорно, во вред всему. Научный прогресс, если проанализировать историю, всегда был направлен вначале на разрушение окружающего нас мира нас самих, а уж после мы пользовались так называемыми благами цивилизации. А если совместить религиозное воспитание человека с научным прогрессом, в современном мире, думаю, у нас появится надежда на будущее. Ведь все во Вселенной взаимосвязано, и поэтому ко всем научным открытия надо подходить с точки зрения добра, дабы не навредить миру, в котором мы живем, так как мы ответственны за все плохое, что сделали. Этому учит религия и это должна понимать наука.

Список используемой литературы.

1 Багдасарян В.Э. Сулашкин С.С., Религиозное и научное познание. Москва, научный эксперт, 2013 г.; Элиадзе М.История веры и религиозных идей.М.:Критерион, 2002 г.;3 Филатов В.П. Научное познание и мир человека.М.: Политиздат, 1989 г..

2 www.5ballov.ru