• Предмет: Психология:Психология
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2015
  • Страниц: 18

Механизмы психологической защиты

Содержание

Введение……………………………………………………………….

1

1.

Истоки и развитие понятия…………………………………………

3

2.

Природа защитных механизмов……………………………………

5

3.

Типология механизмов психологической защиты………………

7

Заключение……………………………………………………………

18

Список литературы………………………………………………….

19

Введение

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защиты, позволяет выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления как объекта научных исследований.

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Психологическая защита — это совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

В современном словаре по психоанализу понятие защита объясняется следующим образом: «Защита — совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в «Я», которое всячески стремиться ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах. В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое порождает душевное равновесие и, следовательно, неприятное для «Я». Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих, тогда как поводы или сигналы к защите. Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей степени интегрированными в «Я».

1.Истоки и развитие понятия

Понятие «защитные механизмы» было введено Зигмундом Фрейдом в 1894 году (в работе «Защитные нейропсихозы») для общего обозначения техники, которую «эго» использует в конфликтах, могущих привести к неврозам и было использовано в ряде его работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Возникновение фрейдовской концепции психики было обусловлено выходом понятия защиты на первый план в истерии, а затем и в других видах психоневроза. В «Исследованиях истерии» обнаруживается вся сложность отношений между защитой и осуществляющим ее «Я». Фактически «Я» — это личное пространство, которое должно быть защищено от любого вторжения (например, от конфликтов между противонаправленными желаниями). «Я» — это такая «группа представлений», противоречащих какому-то несовместимому с ними представлению, о чем свидетельствует чувство неудовольствия. Наконец, «Я» — это инстанция защиты. «Психический аппарат не выносит неудовольствия, он вынужден избегать неудовольствия любой ценой, а если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно – т.е. истина – приносится в жертву. При внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием такой ситуации, чтобы позднее, окрепнув, снять угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя нельзя убежать, при внутренней опасности не поможет никакое бегство…Целью защитных механизмов является устранение опасности».

Фрейд указывал, что существует два основных способа справляться с тревогой. Первым, более здоровым способом, он считал способ взаимодействия с порождающим тревогу явлением: это может быть и преодоление препятствия, и осознание мотивов своего поведения, и многое другое. Вторым же, менее надежным и более пассивным, способом является способ справиться с тревогой за счет бессознательной деформации реальности (она может быть внешней или внутренней), т. е. способ формирования какого-либо защитного механизма.

Дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, автор классического труда «Я» и защитные механизмы», развившая теорию своего отца (причем именно в том аспекте, который оказался важным как для психологической антропологии, так и для этнопсихологии) подчеркивала, что «эго»-защитные механизмы — бессознательны, и они отвергают требования инстинкта: «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием».

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может «загнать вглубь» внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением.

2.Природа защитных механизмов

Многие психологи, психотерапевты и психоаналитики занимались изучением защитных механизмов психики их работы показывают, что человек использует эти механизмы в тех случаях, когда у него возникают инстинктивные влечения, выражение которых находится под социальным запретом (например, несдерживаемая сексуальность), защитные механизмы выступают также в роли буферов по отношению к нашему сознанию тех разочарований и угроз, которые приносит нам жизнь. Некоторые считают психологическую защиту механизмом функционирования нормальной психики, который предупреждает возникновение разного рода расстройств. Это особая форма психологической активности, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации в целях сохранения целостности Эго. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности.

Как указывал 3игмунд Фрейд, основная проблема челове­ческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в са­мых разных ситуациях. Поэтому ликвидация тревоги и избавление от страха — это наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов. Фрейд различал три вида тревоги (страха): реалистический страх (перед реальной опасностью внешнего мира), моральную тревогу, или чувство вины (перед лицом собствен­ной совести, внутренней цензуры своих идеалов и цен­ностей), и невротическую тревогу (перед силой и харак­тером собственных страстей и желаний).

Страх приобретает новые формы с развитием человека. Сначала это — биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансфор­мируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или моральной сфере: стыд и вину. Стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внеш­нюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономную мо­раль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).

Таким образом, по Фрейду принцип организации психологической защиты можно выразить формулой: «Нет страха и тревоги — нет защитных механизмов». Возникновение в онтогенезе различных типов тревоги стимулирует развитие разновидностей защитных механизмов. При этом вначале страх и тревога побуждают человека вклю­чать механизмы защиты неосознанно, и только потом они начинают действовать сознательно и целенаправлен­но. В одной из последних работ Фрейд определяет защи­ту как общее наименование всех тех механизмов, кото­рые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внешне-внутренний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. Тем самым она связывается с такими функциями психики, как уравно­вешивание, приспособление и регуляция

3.Типология механизмов психологической защиты

А.Фрейд предложила считать защитными следующие «психодинамические» механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация. А.Фрейд, по-видимому, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение «Я». 15. Рационализация; 16. Фантазия; 17. Конверсия; 18. Символизация; 19. Перемещение.

В Словаре-справочнике по психиатрии, опуб­ликованном Американской Психиатрической ассоциа­цией в 1975 г., — двадцать три. Обобщив список всего лишь двух классификаций, Л. И. Вассерман с соавторами в качестве примера приводят список из тридцати четырех механизмов психологической защиты.

Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. Возьмём за основу классификацию, описанную в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

Первичные защитные механизмы

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

  • Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».

  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

  • Отыгрывание,Отреагирование вовне или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Рассмотрим некоторые виды психологической защиты более детально

Всемогущий контроль — ощущение, что ты способен влиять на мир, обладаешь силой, является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества. Первым, кто вызвал интерес к «стадиям развития чувства реальности», был Ш. Ференци (1913). Он указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем над миром нормальна. По мере взросления ребенка она на последующей стадии естественным образом трансформируется в идею вторичного «зависимого» или «производного»всемогущества, когда один из тех, кто первоначально заботится о ребенке, воспринимается как всемогущий.

Отрицание — это стремление избежать новой ин­формации, не совместимой со сложившимися положи­тельными представлениями о себе. Отрицание рассматривается как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разру­шительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно по­зволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с боль­шой долей вероятности будут склонны к бессознательно­му отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.

Примитивная идеализация — тезис Ференци о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по – прежнему важен. Все мы склонны к идеализации. Мы несем в себе остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависим. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И появляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питаем детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации – индивидуализации. Побочным продуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом – естественное в этой ситуации лекарство.

Примитивная изоляция — психологический уход в другое состояние- это автоматическая реакция, которую можно наблюдать у самых крошечных человеческих существ. Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ, для изменения состояния сознания так же может рассматриваться как разновидность изоляции. У конституционально впечатлительных людей нередко развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают как проблематичный или эмоционально бедный.

Проекция — вид защиты, который связан с бессоз­нательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладыва­ния ответственности за то, что происходит внутри «Я»,— на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расши­ряются настолько, чтобы человек, на которого осуществ­ляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным пред­ставлениям и состояниям наружу.

После осуществления проекции, относясь к ним как к внешним, человек избегает необходимости принимать их как собственные. За счет этого у него полностью бло­кируется осознание своей вины, т. к. он переносит от­ветственность за свои поступки на окружающих. В этом плане проекция выступает как попытка справиться с не­довольством собой путем приписывания неких качеств или чувств другим людям. Такая переориентация позво­ляет защититься от неприятия себя окружающими. Вме­сте с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут уси­ливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчи­вость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражени­ям, тенденция к уличению окружающих

Вытеснение связано с избеганием внутреннего кон­фликта путем активного выключения из сознания не ин­формации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Можно ска­зать, что неосознанным остается глобальный смысл впол­не осознаваемых действий, поступков и переживаний. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не до­пуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравствен­ными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вто­рично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется прони­кать в область сознания в качестве причины данного по­ступка. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. Причина подобного забы­вания — намерение избежать дискомфорта, которое вы­зывается данным воспоминанием.

При подавлении, как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление всту­пает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелатель­ного действия достигает определенной силы. В этих ус­ловиях соответствующие следы снабжаются как бы спе­циальными метками, которые и затрудняют последующее произвольное воспоминание события в целом — блокируют их. В то же время, информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и об­стоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно по­давление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодолении зависимости от агрессора.

Замещение — это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот ме­ханизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Су­щественно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мо­тивы близки, т. е. они размещены на соседних или близ­ких уровнях мотивационной системы личности. Заме­щение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно име­ет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осу­ществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гне­ва) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуа­цией защиты по типу замещения — это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» вида­ми спорта (бокс, борьба и т. П.) Такие люди предпочита­ют фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу за­мещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляе­мая агрессивность и аморальность.

Идентификация — разновидность проекции, свя­занная с неосознаваемым отождествлением себя с дру­гим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осущест­вляется путем расширения границ «Я». Однако, в отли­чие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие лично­сти с окружающей социальной средой, создают незаме­нимое для процесса социализации чувство отождествле­ния. Идентификация связана с процессом, в котором че­ловек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, т. е. почув­ствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

Этот механизм защиты используется как бессознательное моделирование отношений и пове­дения другого лица, как путь повышения самооценки. Одним из проявлений идентификации выступает преду­предительность — самоотождествление с ожиданиями других людей. Важно обратить внимание на то, что ста­новление идентификации имеет своим следствием и ог­раничение агрессии против человека, с которым иденти­фицируются. Че­ловек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллек­ционированию, литературному творчеству. При акцен­туации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.

Интеллектулизацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остаётся впечатление отсутствия эмоций.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональными значениями, это свидетельствует о значительной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно.

Рационализация — это защита, связанная с осозна­нием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собст­венное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации — в отыскании места для испытываемо­го побуждения или совершенного поступка в имеющей­ся у человека системе внутренних ориентиров, ценно­стей, без разрушения этой системы. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции. Для этого неприемлемая часть си­туации из сознания удаляется, особым образом преобра­зовывается и, после этого, осознается, но уже в изменен­ном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. Одна из разновидностей рационализации — уклончи­вость. Лица, склонные к этому виду защиты, часто по­хожи на персонажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, превращается в рыбу; не чувствуя себя в безопасности и в этом обличье — превращается в оленя, а если его догоняют, то оборачивается птицей и улетает. Их трудно связать каким-либо их обещанием, они отка­зываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое. При этом, с субъективной точки зрения,— они правдивы. Ведь правда — это то, что человек гово­рит и думает, когда он не лжет. Когда он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.

Морализация является близкой родственницей рационализации. Когда некто рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Когда же он морализует, это означает: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обстоятельств.

Иногда морализацию можно рассматривать как более высокоразвитую версию расщепления. Склонность к морализации будет поздней стадией примитивной тенденции глобального деления на плохое и хорошее. В то время как расщепление у ребёнка естественным образом возникает прежде способности его интегрированного собственного «Я» выносит амбивалентность, решение в форме морализации через обращение к принципам, смешивает чувства, которые развивающееся собственная «Я» способно выносить. В морализации можно усмотреть действие супер-Эго, хотя обычно ригидного и наказуемого.

Регрессия является относительно простым защитным механизмом. Социальное и эмоциональное развитие никогда не идёт строго прямым путём; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Подфаза воссоединения в процессе сепарации – индивидуации, становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетенции.

Для классификации данного механизма он должен быть бессознательным. Некоторые люди используют репрессию как защиту чаще, чем другие. Например, некоторые у нас реагируют на стресс, вызываемые ростом и возрастными изменениями тем, что заболевают. Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для терапевтического вмешательства.

Сублимация — это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным цен­ностям. Такая замена требует принятия или, по крайней

мере, знакомства с этими ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сек­суальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря на­коплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое об­ществом — творчество. Сублимация — это способ укло­нения на иной путь разрядки напряженности. Она являет­ся наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к соци­ально одобряемому результату.

Заключение

Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности. В случаях различных посттравматических состояний человека, например после серьезной утраты (близкого человека, части своего тела, социальной роли, значимых отношений и т.д.), защитные механизмы нередко играют спасительную (на определенный период времени) роль. Более того, человек, лишенный вообще защитных механизмов,- это миф.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Поскольку фактически любой психологический процесс может быть использован в качестве защиты, никакой обзор и анализ защит не может быть полным. Феномен защиты имеет множество аспектов, требующих углубленного изучения и если в моноличностном плане он разработан достаточно полно, то межличностные таят в себе огромные возможности для приложения исследовательского потенциала.

Список литературы

1.З.Фрейд. Психоанализ в развитии. (З.Фрейд, Ш.Ференци, М.Кляйн, Е.Гаддини, П.Фонда). Екатеринбург: Деловая книга, 1998, сс. 25 — 26.

2.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.— СПб.: Речь, 2001.— 507 с.

3. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.

Материалы Интернета

4.Демина Л.Д. , Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности

http://www.i-u.ru/biblio/archive/demina_psihicheskoe/00.aspx

5.Защитные механизмы психики Макарова М. В. www.e-psy.ru