• Предмет: Культурология:Культурология
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2014
  • Страниц: 19

Культурология как специальная дисциплина

План

Введение

Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка» и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени, и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества — к полной христианизации человечества.

Структурно культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.

Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.

1. Различные трактовки термина «культура»: естественно-научный, философский, гуманитарный и социологический подходы к изучению культуры.

Практически все определения культуры едины в одном – это характеристика или способ жизнедеятельности человека. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Впервые термин «культура» был применен оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем. Первое же значение этого термина – это возделывание, обработка, уход. Конечно, в первую очередь – обработка земли, поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и садоводство, сель­ское хозяйство.

Наиболее привычное значение слова «культура» — это воспи­тание и образование. В этом контексте культура воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обя­зан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Еще одно значение слова «культура» — поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего это религиозный культ. Неслучайно известный исследователь античности Макс Поленц отождествлял благочестие и полисный патриотизм. Полис в Древней Греции – это город со сравнительно небольшим числом жителей, которые, составляя ядро полиса, являлись его гражданами.

В таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Процесс подготовки детей к взрос­лой жизни греки обозначали словом «пайдейя».

Термин «пайдейя» обозначал непосредственно образование, обучение, образованность, просвещение, культуру. Греки созда­ли уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями.

В этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью куль­турного процесса.

В Средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

Средневековая культура – это прежде всего культура христианская. В основе понимания культуры лежало стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Оказавшись перед лицом Бога в необозримом мире, человек увидел, что здесь действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму. Но вместе с тем у него появилась надежда на Высший Разум и Выс­шую Справедливость.

Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер. Появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Прислушиваясь к строчкам Библии, человек наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы.

Культура вновь приобрела смысл «возделывания» собственных способностей, в т.ч. и разума, но разума «естественного», от при­роды, не испорченного и дополненного верой.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответ­ствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный. Эпоха Просвещения смотрела на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставля­лась варварскому состоянию народов, их дикости. Культура изме­рялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.

Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. В поле зрения гуманистов попадает обшир­нейший исторический материал. Помимо исторической, философской, научной и художественной литературы древности, изучавшей­ся со времен высокого Средневековья и Возрождения, предметом интереса в XVIII в. становятся археологические памятники, произ­ведения народной культуры, обстоятельные описания путешествен­никами культур отдаленных неевропейских стран, данные о раз­личных языках и т.д.

Однако в то же самое время появилась и пессимистическая трак­товка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставле­ние культуры природе. Такую позицию занимал Ж.Ж. Руссо, счи­тавший, что культура является источником зла и несправедливостив обществе.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что высшим достижением станет культура коммунистического общества.

Рубеж ХIХ и XX вв. дал разнообразные трактовки понятия «культура».

Ф. Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым.

О. Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал про­гресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся природа распадается на ряд независимых и неповторимых организмов, они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял восемь локальных культур – египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались как существующие самостоятельно и независимо друг от друга.

Основатель психоанализа 3. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек – существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. В учениях Д. Белла, Р. Арона и других культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспе­чить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. А. Швейцер полагал, что современная культура призвана быть преж­де всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.

В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливо­сти, солидарности между всеми людьми и народами. Подчеркива­лась самобытность отечественной культуры во всех ее проявле­ниях – в образ жизни и традициях, формах экономической жизни. В культуре России большую роль играют духовное начало, культ добра и справедливости, а не вещей и денег.

Исходное значение термина «культура» в переводе с латинского — «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно, «культу­ра» — это обработка земли, разведение растений и животных. В со­временном философском понимании культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. В своей ре­альности она представляет собой комплекс достижений человечества.

Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. В чем же причина существования такого многообразия трактовок культуры? Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неис­черпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культу­ра. Нас не должно смущать множество ее определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон этого фено­мена. Кроме того, сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Нередко культура оказывается объектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов. В зависимости от теоретической методики формируется и способ, помогающий по­стигать данный феномен.

Философия изучаеткультуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла челове­ческой жизни, вычленении ее качественных характеристик — духовности, просвещенности, цивилизованности, созидательности, нормативности.

Культурология и философия культуры – взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования. Философия культуры является методологией осмысления метафизической сущности культуры и ориентируется на ее философское постижение.

Философское осмысление культуры, ее ситуации и даже отдельных ее проявлений нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека во всей полноте их взаимодействия, чего культурология сделать не может. Только с философских позиций можно осмыслить культуру в целостности, во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

Философия ставит перед культурой ряд проблем, значимых для человека, но не вытекающих из культурологического подхода к ней. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и их общем векторе. В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В силу того что «природа», «творчество», «смысл жизни» и подобные им категории являются составной частью современной философии, в философии культуры формулируются также проблемы культуры и природы, культуры и творчества.

У сторонников социологического подхода к истолкованию феноме­на культуры отчетливо проявляется желание сопоставить ее с чело­веком, природой, историей, социумом. «Культура здесь, — пишет В.И. Полищук, — трактуется как фактор организации и образова­ния жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произ­веденных им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что рождено им самим».

С точки зрения социологического подхода исследователи пред­ложили целый ряд определений культуры. Культура – это:

  • «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Бекет);

  • «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности» (Б. Малиновский);

  • «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессио­нальное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун);

  • «общий и принятый способ мышления» (К. Юнг).

По существу понятие «культура», его определения с позиций социологического подхода не заключают в себе никакой оценки. Это понятие относится к образу жизни любого общества. В самом деле, у каждого общества есть своя культура, и каждый человек культурен в том смысле, что участвует в той или иной культуре.

Нужно заметить, что в основном культурологи придерживают­ся гуманитарной ориентации. Однако большинство представите­лей социологии культуры и некоторые другие культурологи разде­ляют естественнонаучный подход. Например, Э.А. Орлова, характеризуя свой подход, пишет: «Изучение динамики культуры позволяет понять не только то, чем являются ее составляющие и почему, но и то, каково их происхождение, какие преобразования они претерпели и что с ними может случиться… понимание меха­низмов динамики культуры, особенно на микроисторической шкале времени, открывает широкие возможности для разработки помо­щи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокуль­турном окружении за счет изменения стереотипов поведения, струк­тур взаимодействия, навыков, ценностных ориентации и т. п.». Другими словами, Э. Орлова, подобно всякому адепту естественнонаучного подхода, хотела бы на основе культурологи­ческих знаний прогнозировать и рассчитывать процессы динами­ки культуры, а также создавать условия для целенаправленного, точного их преобразования.

На проблему соотношения в культурологии естественнонауч­ного и гуманитарного подходов можно взглянуть еще с одной сто­роны. В гуманитарно ориентированных исследованиях культура, подлежащая изучению, чаще рассматривается как сложившаяся. Однако в культурологии можно исследовать также: кризис той или иной культуры, ее распад (гибель), формирование новой культу­ры, различные процессы трансформации культурных институтов или других культурных образований. При решении подобных задач культуролог вынужден сочетать гуманитарные и естественнонауч­ные методы познания. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловив­ших культурную динамику, т. е. обращается к экономической и социологической наукам. Анализирует, как формировались новые знаковые системы и языки (это одно из необходимых условийлюбых изменений в культуре), для этого он обращается к семи­отике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и пред­ставления, овладевающие сознанием представителей культуры, или новые способы обучения; это уже компетенция психологии и пе­дагогики. При решении подобных задач культуролог не только сопоставляет изучаемую культуру с другими и характеризует ее, но и изучает, как правильно утверждает Э. Орлова, изменение, разви­тие, динамику культурных процессов. Именно здесь он вынужден сочетать естественнонаучные и гуманитарные идеалы познания. Но, конечно, в культурологии, как мы уже отмечали, реализуется и самостоятельный естественнонаучный подход, особенно широ­ко в социологическом варианте этой молодой дисциплины. В этом последнем случае культура описывается с помощью категорий «со­циального взаимодействия», «социальной динамики», «социаль­ной организации», «социальных институтов», «ценностей», «со­циальных норм» и ряда других хорошо известных из социологии.

Однако и в этом случае, так же как и в гуманитарно ориенти­рованном исследовании, хорошее культурологическое исследова­ние вынуждено дополнять себя, так сказать, противоположным подходом, а именно хорошее социологическое изучение культуры в определенном отношении не может не быть гуманитарно ориен­тированным, должно дополнять естественнонаучные методы гуманитарными.

Таким образом, мы получаем следующую классификацию куль­турологических подходов: гуманитарный, естественно-научный и два смешанных – гуманитарный подход, дополненный естествен­нонаучным, и естественнонаучный, дополненный гуманитарным. Для решения разных культурологических задач используется тот или иной вариант из названных четырех.

2. Цель и основные задачи культурологи: культурология как интегрирующая дисциплина.

Слово «культурология» образовано от лат. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум).

Существуют два взгляда на вопрос о составе культурологическо­го знания и культурологии как науки.

Первый отрицает существование культурологии как науки, а скорее признает имеющийся круг наук о человеке, обществе и культуре, объединенных в рамках учебной дисциплины, услов­но называемой «культурологией». Некоторые отечественные культурологи признают, что есть вузовская учебная дисциплина – культурология, представляющая собой систему научных знаний социального и гуманитарного профиля: истории культуры, искус­ствознания, философии, религиоведения, психологии, а также социологии. Эта учебная дисциплина была введена в учебные про­граммы отечественной высшей школы в специфических условиях, когда происходил кризис марксистской системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. Впоследствии ситуация переменилась, политология, социология, философия и экономика обрели свое самостоятель­ное место и значение в системе гуманитарного образования, и ос­трота потребности в учебном предмете культурологии снизилась, хотя не исчезла совсем. Сегодня культурология в вузах выполня­ет роль пропедевтики дисциплин социально-гуманитарного цик­ла. Она дает студентам базисные теоретические и фактологичес­кие знания о культуре, которых выпускники средних школ вовсе не имеют. Итак, культурология как самостоятельная наука не су­ществует, однако имеется культура как объект, который изучает­ся рядом наук, в т.ч. социологией, антропологией, историей и др. Такой взгляд наиболее характерен для западных исследований, где исследование проблем культуры осуществляется в рамкахкультурной (социальной) антропологии, сохраняющей традици­онную близость с этнологией и этнографией, но все более заметно ориентирующейся на современные проблемы социокультурного взаимодействия и социокультурной динамики (отсюда и заметное преобладание прикладных исследований).

В России и качестве названия интегративной дисциплины, изучающей культуру, прижился термин «культурология», предложенный американским исследователем Л. Уайтом в 1949 г. Сущность второго подхода к определению культурологии, ее co­ставу и структуре основана на понимании культурологии как самостоятельной отрасли научного знания, имеющей свой объект и предмет познания, свои методы и подходы. Согласно такому взгляду, бо­лее характерному для России, культурология – это наука о культуре, Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества. Культурология познает ценности, смыслы, нормы, с помощью которых обеспечиваются различные формыжизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная жизньв сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизниобщества, во многом иррациональные (т.е. опирающиеся не на разум а на инстинкт, интуицию, чувства) состояния человеческого духа. Объектом изучения культурологии выступают: наиболее общие закономерности культуры; принципы функционирования культуры в обществе; взаимосвязь, общение, диалог различных культур; единые тенденции культурного развития человечества.

Культурология – это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой являетсякультура понимаемая как: результат деятельности людей, реализующийся в продуктахматериального производства;

1) коммуникационные связи между людьми, формирующие спе­циальные языки межличностного общения;

2) установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей;

4) содержательная основа религии, философии, науки, права и т.д., а также культурных систем в целом.

Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культуроло­гии составляют три слоя наук о культуре:

  1. антропологический, опирающийся прежде всего на этнологию, т.е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-ис­торические отношения между собой народов мира;

  2. гуманистический, включающий в себя весь комплекс т.н. наук о духе (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

  3. социологический, где определяющим является изучение совре­менной массовой культуры, способов ее производства и функ­ционирования в обществе.

Целями и задачами культурологии как науки в таком ракурсе являются следующие: прогнозирование и проектирование духов­ных процессов общественного развития; анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых тех­нологий; поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культу­ры) человеческой личности. Задача культурологии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять дос­товерные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать по­ниманию иных, существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимо­действие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, со­гласию в культурно неоднородном сообществе людей.

Будучи органично вписанной в круг социально-гуманитарных наук, культурология тесно взаимодействует с такими из них, как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Поэтому культурологии присущи:

  1. способность интегрировать социальное и гуманитарное знание;

  2. обобщать усилия истории, философии, языкознания, религио­ведения и других наук на изучение бытия человека и общества;

  3. создавать для перечисленных выше дисциплин общую теорети­ческую базу.

Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать развитию физической, материальной и социальной культуры людей; преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего, нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры. Сегодня, когда фактом становятся равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре точно так же, как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России. Социально-научное исследование проблем культуры долгое время существовало в рамках той же этнографической тра­диции, балансируя между описательной этнографией – как источником исследовательского материала, и формирующейся социологией – как источником научных методов исследования. Именно бурное раз­витие смежных дисциплин, работавших с культурным материалом, — социологии, психологии, этологии, лингвистики – как источника­ми гипотез и методов; истории культуры, археологии, демографии – как источниками материала, определили постепенное формирование круга исследовательских проблем, связанных именно с культурой, и, соответственно, формирование адекватной этим проблемам науч­но-исследовательской практики и дисциплины.

3. Практическое применение культурологии

В культурологической науке можно выделить исследования фундаментального теоретического характера, конкретного теоретического характера, экспериментального или направленного на сбор научного материала характера (по типу «полевых» исследований в этнографии), а также ряд промежуточных между ними форм научной работы.

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

В области исследований прикладной культурологиивходят организация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов.

Ее главное направление состоит в разработке культурной политики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реализации культурных программ. Развиваются также диагностика и прогнозирование культурных процессов, социальное проектирование, менеджмент в сферех культуры, организация связи с общественностью. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Объектом научного анализа и практического воздействия являются деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и других общественных организаций и ассоциаций. Проведение культурологической экспертизы объектов социального назначения, развитие межкультурных коммуникаций и организация туризма, анализ воздействия рекламы и культурных программ средств массовой информации на духовный мир человека значительно расширяют сферу этой отрасли знания.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

В последние годы культурология стала основой процесса т. н. «культурологизации» российского образования, т. е. насыщения программ школ и вузов культурологической информацией.

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, т. е. «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология– это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в современном обществе, снижению тревожности и напряжения, связанных с природными и техногенными катастрофами, применяются в профилактике наркомании, алкоголизма, преступности, предотвращении межнациональных конфликтов.

Прикладная культурология имеет практический характер, специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения. Они находят широкое применение в различных областях регулирования экономических, социальных, политических, этнических, религиозных отношений, в сфере организации культурных акций.

Перечисленные разделы определяют общие контуры культурологии. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены на различных аспектах, отражать своеобразие индивидуальных предпочтений.

Заключение

Культурология — это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

Культурология использует все методы философского социо-гуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В частности, широко используется диалектический метод, предполагающий рассматривать культуру как развивающееся, внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом виде».

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Список использованных источников

  1. Балахина Ю.В., Культурология: учебное пособие – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2008 – 94 с. ISBN 978-5-7765-0659-8

  2. Горелов А.А., Культурология: Учебное пособие – М.: Юрайт-М, 2002 – 400 с. ISBN 5-94227-083-Х

  3. Гуревич П.С., Культурология: Учебник – 4-е изд., стереотипное – М.: Гардарики, 2005 – 280 с. ISBN 5-8297-0048-4

  4. Есин А.Б.,Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. — 216 с. ISВN 5-7695-0435-8

  5. Кармин А.С., Культурология – 2-е идз., перераб. и доп. – СПб: Издательство «Лань», 2003 – 928 с. ISBN 5-8114-0471-9

  6. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 511 с. ISBN 5-06-003475-5

  7. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с. ISBN 5-9692-0098-0

  8. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). / под ред. Г.В. Драча – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 608 с. ISBN 5-222-02761-9

  9. Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 – 192 с. ISBN 5-222-01819-9

  10. Розин В.М., Культурология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с. ISBN 5-8297-0134-0