• Предмет: История:История
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2018
  • Страниц: 20

Масонство в России политические и религиозно-этические аспекты деятельности

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1

1.1. Возникновение масонства………………………………………………….4

1.2. Цели и задачи масонского движения………………………………………6

1.3. Символика масонов…………………………………………………………6

Глава 2

2.1. Общие замечания о русском масонстве

Основные представители  русского масонства…………………………..8

2.2. Масонство при Екатерине II………………………………………………9

2.3. Мистика и мартинизм………………………………………………….…10

2.4. Розенкрейцерство и его введение в Москве………………………….…11

2.5. Литературная  борьба  Екатерины II с  масонством;  гонения  на  масонов в  конце  CUIII века…………………………………………………………….14

2.6. Масонство при императоре Павле I………………………………………17

Заключение……………………………………………………………….…19

Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема масонства  интересует многих исследователей на протяжении  веков.Сама идея создания данного объединения весьма интересна ,так как масонство  является ярчайшим явлением,как в религиозном ,так и в политическом отношении. Оно  вобрало  в  себя  множество  предшествовавших  ему  еретических  учений  древних  гностиков, манихеев, всевозможных  средневековых  ересей, тамплиеров, протестантов  всех  толков, английских  мыслителей , алхимиков, каббалистов  и  т.п.

Лично меня тема масонства  заинтересовала после прочтения книги Виктора Черкасова «Интеллектуальный рекет США»,в которой подробно была описана история воникновения масонства и жизнь некоторых массонских кланов за рубежом,именно тогда возник ряд интересующих меня вопросов:

Каким образом массонство получило свое распространение  в России?

Кем поддерживалось  и какие цели преследовались?

Как масонство отразилось на ходе истории?

На мой взгляд,главной  особенностью  масонства  является  то, что,  будучи  тайным  обществом, они во  многом  недосягаемо  для  исторического  исследования, так  как  действует,  открыто  на  исторической  сцене  очень  редко, не  оставляя, таким  образом, большого  материала  для   анализа  историка. Занимавшийся  западными  еретическими  учениями  профессор  Киевской  Духовной  академии  Афанасий  Иванович  Булгаков, прикоснувшись  в  начале  CC века  к  феномену  масонства, пришел  к  неутешительному  для  историка  выводу.  «Редкое  из  явлений  исторической  жизни, — писал  он, — в сущности  своей  окутано  такой  таинственностью, как  франкмасонство.  Можно  перечитать  множество  книг, написанных  для  ознакомления  с  ним; можно  переслушать  рассказы   десятков  лиц  о  нем  и все-таки  не  быть  в  состоянии  дать  ответ  на  вопрос: что  же  такое  франкмасонство?  Несомненно,  только  то, что  это  есть  тайное  общество  людей, и  тайное  не  потому, что  оно  скрывает  свою  деятельность  от  взоров  людских, нет!  Оно  тайное  потому, что  оно  скрывает  сущность  своих  целей  и  средства к  достижению  их».[1]

 

1.1.   Происхождение  масонства

 

Слово  «франкмасон» (свободный  каменщик)  пришло  из  английского  в   другие  европейские  языки  уже,  после  того как  оно  потеряло  в  Англии  свой   первоначальный   смысл и  определить  его  происхождение  сложно.  До  последней    четверти  прошлого  века  термин  «франкмасон»  противопоставляли  термину «масон»  как обозначающий  не  каменщиков-рабочих,  а  каменщиков-мыслителей. В  частности, в  них  видели  то  «рыцарей  Храма», скрывшихся  под  маскою  франкмасонства  после  разгрома  их  ордена  Филиппом  Красивым, то  группу  ученых  и  философов, вступивших  в  масонский  цех, чтобы  скрыть  от  враждебно  настроенного  к  ним  правительства  свои  гуманитарно-филантропические  цели. Если  старые  организации  каменщиков  были  номинальными  предками  масонства, то  истинными, духовными  предками  его  были,  несомненно,  представители  европейской  интеллигенции: алхимики  и  утописты  CUII  века.

История  старых  организаций  каменщиков  тесно  связана  с  общей   историей  ремесленных  гильдий  и  братств.  Появление  первых  ремесленных  гильдий  относится  в  Англии  еще  к  началу  CII века, но  документальные  указания  на  гильдии  каменщиков  встречаются  не  ранее  конца CIU  века.  В  CU  веке  цехи  уже  господствовали  в  английских  городах: старые  торговые  гильдии  отодвинулись  на  задний  план.  Цехи   владели  собственными  домами, богадельнями; из  их  среды  уже  выдвигались  будущие  фабриканты-капиталисты, богатые  предприниматели-мастера.  Члены  более  почетных  цехов  носили  мундиры /ливера/  и  составляли  городскую  аристократию,  которая  участвовала  в  выборах  членов  парламента  и  муниципалитета.  С 1481  года  к  категории  «ливрейников» были  причислены  в  силу  королевского  указа  и  лондонские  масоны.

Кроме  чисто  цеховых  организаций,  ремесленники  соединялись  в  средние  века  и  в  более  тесные  союзы,  или  братства  взаимопомощи,  носившие  церковно-религиозный  характер.  Культ  святого, патрона  цеха, и  заботы  о  загробной  судьбе  умерших  братьев  играли  в  их  деятельности  главную  роль, но  наряду  с  этим  преследовались,  и  другая  цель – взаимная  помощь  при  путешествиях: при  помощи  условных  паролей  и  знаков  братья  всюду  узнавали  друг  друга  и  получали  друг  от  друга  поддержку.  Сообщение  паролей  и  присяга  верности  составляли  самую  существенную  часть  церемонии  вступления  в  братство.  Братства  английских  каменщиков  с  CU века  стали  называться  ложами.

Тяжелый  удар  нанесла  ремесленным  братствам  Реформация, открывшая  поход  против  всех  организаций, носивших  церковный  характер.   В  1547  году  они  были  запрещены  парламентским  актом.  Многие  братства  с  этого  времени  прекратили  свое  существование, но  масонские  ложи  оказались  в  числе  организаций, выдержавших  этот  удар.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Цели и  задачи  масонского  движения

Орден  Свободных  Каменщиков – это  всемирное, тайное  братство, поставившее  себе  целью  вести  человечество  к  достижению  земного  эдема, «золотого  века», царства  любви  и  истины,  царства  Астреи.[2]  Здесь  следует  сделать  небольшое  пояснение, свидетельствующее  в  пользу  того, что  ключевые  концепции  масонства  уходят  своими  корнями  в  глубь  веков.

 

  • Символика масонов

Масонство  отличает  значительное  количество  всевозможных   символов.  Так, к  примеру, в  1734  году  в  Англии  Иоанновскому  масонству  был  присвоен  лазоревый  цвет.  Цвет  лазури, цвет  неба  символизировал  возвышенность  стремлений, жажду  духовного  совершенствования.  Золото – благороднейший  металл, и  Вольные  Каменщики  избрали  его  как  символ  чистоты  своих  побуждений.   У  мастеров  существовали  ленты  и  фартуки.  В  Иоановском  масонстве   ленты  были  голубыми, а  фартуки – обшиты  и  подбиты  голубым.   На «чрез плечной»  ленте  мастера  французской  системы  была  изображена  акация  и  звезды, вышитые  золотом, сама  лента  из  голубого  шелкового  муара.  Лента  изображала  пояс  зодиака, акация – являлась  солнцем; солнце  же символизировали  буквы  М.В., означавшие  мастерское  слово.  Присутствующий  на  ленте  циркуль  также  изображал  солнце, а  наугольник – часть  земного  шара, освещенного  солнцем. В Иоановском  масонстве  вообще  главными  символическими  знаками  были: пламенеющая  звезда, солнце, луна, треугольник, циркуль, наугольник, отвес, 24-дюймовый  масштаб, линейка, улей  с  пчелами, лопаточка, молоток, простой  и  кубический  камни, чертежная  доска, гроб, слезы, золотой  шнур, связанный  кафинским  узлом, светильники, столбы, лестница, мозаичный пол, шляпа, шпага, фартук  и  перчатки.[3] Все  эти  символы  объяснялись  посвященному  во  время  приема  его  в ложу, и  для  большей  наглядности  обряда  начальник  расстилал на  полу  перед  новичком  ковер, на  котором  были  изображены  все  символы, заключавшие  сокровенный  смысл  степени. Блистающая  или  пламенеющая  звезда  символизировала  Дух, наполняющий  всю  природу, жизненную  силу, ум, освещающий  деяния  масонов.  Солнце  изображало  истину, мужество, правосудие, действующую  силу; луна – чистую  любовь, материю, природу.  Иногда  солнцу, как  и  звезде, придавалось  значение  все оживляющего  духа; оно  означало  еще  масонский  орден  и  изображалось  кругом  с  точкой  в  центре; луна  означала  иногда  Христа  и  истину.  Семь  звезд  означали  «эфирное  жилище  Премудрости». Под  звездами  подразумевались  еще  семь  даров  духа  святого: премудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх  Божий  и любовь.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Общие  замечания  о  русском  масонстве

Масонство  проникло  в  Россию  очень  скоро  после  того, как  вылилось  в  определенные  формы  на Западе.  Оно  пришло  из  Англии.  Существует  мнение, что  масонские ложи  возникли  в  России  в  последние  годы CUII  века  после  возвращения  Петра 1  из  заграничной  поездки.

Документальные  данные  о  первых  русских  масонских  ложах  относятся  к  1731   году. А. Пыпин  в  своем  труде  «Русское  масонство», CUIII и  первая  четверть CIC в.   пишет, что  масонство  в  России, по  преданию  ввел  сам  Петр. Он  будто  был  привлечен  в  масонство  самим  Кристофором  Вреном,  знаменитым  основателем  английского  масонства; первая ложа  существовала,  в  России  в  конце  CUII столетия – мастером  стула  был  в ней  Лефорт, первым  надзирателем  Гордон, а  вторым – сам Петр Избранники русского  общества  свои  познания  во  многом  получили  от  масонства  и  сами  были  членами  ордена  вольных  каменщиков.  Под  знаменем  пятиконечной  звезды  прошли: Артамон  Матвеев, князь  В.В.Голицын, «птенцы  гнезда  Петрова»  Прокопович, Посошков, Татищев, Кантемир, князь  Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов  и  многие  другие.

Наиболее  известной  личностью  в  масонском  движении CUIII столетия,  несомненно,  был  Н.И.Новиков /1744-1818/. В  Петербурге  в  1775  году  Новиков  по  предложению  нескольких  видных  масонов  был  посвящен  в   ложе  «Астрея».

Так же  одним  из «патриархов» русского  масонства  принято  считать  И.П,Елагина /1725-1793/. Обер-гофмейстер,  действительный,   тайный  советник  в  1750  году  открыл  первую масонскую  ложу, которая  работала  по  английской  системе.  Его  посвящение  состоялось  во французской  рыцарской  ложе.  Так  называемая  елагинская  или  английская, масонская  система  была  далека  как  от  политики, так  и  углубленных  нравственных  работ.

2.2.Масонство  при  Екатерине II

В  1762  году, после  недолгого  царствования  Петра  III, на  престол  вступает  Екатерина II. При  ней  масонство  получает  самое  широкое  развитие. Первое  время  своего  царствования  она  относится  к  масонству  терпимо, вероятно  из  политических  побуждений, также  точно, не будучи  во   все  религиозной, она  официально  ладила  с религией, ища  себе  опоры  в  православном  духовенстве.

Масонство  было  распространено  главным  образом  среди  столичного  и  провинциального  дворянства, но  оно  также  проникало  и  в  купеческую  среду  и  имело  сторонников  среди  православного  духовенства. По  свидетельству  современников, оставалось  немного  дворянских  фамилий, у которых  не было  близких  родственников  в масонских  ложах. Например, в  петербургских  ложах  Елагина  и Мелиссино  состояли  членами: князь И.В.Несвицкий, граф  Р.Д.Воронцов, С.Р.Воронцов, князь  А,Вяземский, граф В.Фермор, князь А.Одоевский, А.Хвостов, граф Н.Толстой, Н.Бекетов  и другие. В рейхелевых  ложах  участвовало  несколько  князей  Трубецких; по шведской  системе  «работали» графы  Апраксины, князья Гагарины, Долгорукие, Куракины, князь Н.В.Репин, графы А.И.Строгонов, А.И.Мусин-Пушкин, Шуваловы; розенкрейцерами  были  князь  Черкасский, Лодыженские, Лопухины, Тургеневы  и  другие.

Наука, литература  и  публицистика, естественно, также  подпадают  под  масонское  влияние. Не оставался  в  стороне  и  Русский  театр  CUIII столетия, он,  сделался  ареной  политической  пропаганды.  Со  сцены  проповедовались  освободительные  идеалы, в  сознание  русских  людей  внедрялись  понятия  о  свободе  и  равенстве .

 

 

2.3. Мистика  и  мартинизм

Мистицизм, несомненно, составлял  одну  из  главнейших  особенностей  русского  масонства, так  как  был  сильно  распространен  и  в  европейском  обществеCUIII века.

Исторически  судьба  мистицизма  представляет  необозримо  длинную  летопись  господства  его  над  человеческой  мыслью  и  трудной  борьбы,  которую  вела  против  него  рациональная  наука.  Представления  мистического  характера  являются  у  всех  народов, при  первом  выходе  их  из  грубого  фетишизма  в  идеальные  религии.

Во  многом  такое  положение  вещей  можно объяснить  тем, что мистицизм  обращался  к  тем  слоям  общества, которые   в  точных  науках  сильны  не  были, но  соблазнялись  получить  знание  тайных  сил  природы.

Возвращение  новейших  мистиков  к  алхимии  и  магии  было  последовательным.  Мистические  фантазии  неподвижны  и долговечны, в  отличие от  развивающего  движения  науки.  Относительно  происхождения  своих  тайно учений  новые  мистические  секты  ссылались  чаще  всего  на  глубочайшую  древность  и  верили  в  преемственность  тайны, соединяющую  новейшие  времена  с  древностью.

В  России  особую  популярность  приобрели  две  школы  мистицизма  в  масонстве: мартинизма  и  розенкрейцерство.

Словом  «мартинизм»  обозначали  учение  французского  мистика  Сен-Мартена.  К  1778  году,  относятся  контакты  русских  тамплиеров  с  западными, к  тому  же  времени  относится  участие  Клода де  Сен-Мартена  в  объединении  немецких  и  французских  тамплеров.  В  связи  с чем, надо  полагать, в России  проникает  книга  Сен-Мартена  «О  заблуждениях  и  истине».  Сен-Мартен  давал  «знание  о  происхождении  добра  и  зла, о  человеке, о  натуре  вещественной  и  невещественной, о  натуре  священной, об  основании  политических  правлений, о  правосудии  гражданском  и  уголовном, о  науках, языках  и  художествах».[5]  Сен-Мартен  хотел  охватить  своим  учением  весь  мир, понять  Вселенную  и  объяснить  ее  людям.  Он  дает  целую  систему, в  которой  так  нуждались  русские  масоны

 

2.4. Розенкрейцерство  и  его  введение  в  Москве

 

Розенкрейцерство  стало  последней  формой  масонского  мистицизма, на  которой  остановилось  московское  масонство. Розенкрейцерством  завершилось  искания  «истинного  масонства», и  на  нем,  по-видимому,  окончательно  остановился  Новиков.

Автором  проекта  розенкрейцерства  был  в  CUII  веке  Валентин  Андреэ.

Но  если  смотреть  более  глубоко, то  по  своим  идеалам  розенкрейцерство  происходило  от  гностиков II и IIIв., стремившихся  проникнуть  в  тайны  Божества.   «Мистическое  единение  с  Божеством»  особенно  развивалось  в  средние века  в  Германии, когда  безжизненная  схоластика  стремилась  превратить  религию  в  науку.  Книга  «О  подражании  Христу»  /1494 г./, приписываемая  Фоме  Кемпийскому, явилась  практическим  применением идеалов  мистицизма. Идеи  мистицизма, претворенные  Я.Беме, создали  ряд  сект  братьев  и  сестер  свободного духа, братьев  розы  и  креста  и  др.  Секта  розы  и  креста  превратилась  в  немецкое  розенкрейцерство.

Таким  образом, система  розенкрейцерства  включала  в себя  идеи  Беме, идеи  христианства, и в  практической  деятельности, если  и  сочувствовала просвещению  разума, то  фактические  в  некоторых  случаях  приходила  к  увлечению  магией, алхимией, каббалистикой  как науками  божественного  происхождения, доступными  для  немногих  и  допускавшими  единение  с  Божеством.

После  Вильгельмбадского  конгресса  русские  масоны  были  освобождены  от чужой  зависимости. Оживились  московские  масоны.  Прежняя  работа  масонов – «действие  символической  лопаткой, угольником, циркулем, и  чтение  повести  адонирамовой» заменилось  простым  и  ясным  определением  розенкрейцеров – «следовать  Иисусу  Христу».[6]

Не  останавливаясь  на  «работе»  различных  направлений  в  розенкрейцерстве, хотелось  бы  обратить  внимание  на  деятельность  Новикова  и  Шварца.  И.Шварц  был  искренним  масоном, он  был  немцем из  Трансильвании.  По приглашению  И.С.Гагарина  он  попал  в Россию, где  выучил  русский  язык.  Спустя  некоторое  время  по  прибытии  в  Россию  Шварц  был  назначен  профессором  в  Московский  университет  по  кафедре  философии.  В  Москве  же  Шварц   познакомился  с  Новиковым.

Какова  была   сфера  идей  московских  масонов  розенкрейцеров?  Философия, религиозно-нравственные  идеалы, следование  Христу, печать  духа  на  «избранных», стремление – путем  проникновения  в  магические  тайны – получить  возможность  откровения — такова  сфера  этих идей.  Все  эти  черты  отличали  более  активную  часть  масонства, но была,  еще  масса  рядовых  братьев, которые  посещали  ложи  и  лишь  готовились  к  своему «просвещению», чтобы  потом  идти  по  одному  из  путей, намечавшихся  в  масонстве. По  крайней  мере,  при  свободном  положении  русского  масонства, розенкрейцерство  с его  большим  тяготением  к  идейной, а  не  к  обрядной  стороне, открывало  широкое  поле  для  деятельности  весьма  разнообразно  настроенных   масонов.

Розенкрейцерство, как  система  понятий, распространялась  двумя  путями: посредством  лож, т.е.   прямого  просвещения  и  посредством  литературной  пропаганды.  Через  литературу  масонство  становилось  гораздо  более  обширным  явлением, чем  если  бы  оно  ограничивалось  распространением  одних  только  лож, поэтому  Новиков, как  деятельный  и  предприимчивый  издатель, приобретает  первостепенное  значение  в  истории  русского  масонства  и  в распространении  мистических  идей, — отголоски  которых  еще  будут  слышны  во  времена  царствования  Александра.

Из  типографии  Новикова  выходили, например, такие  издания, как  писания  Василия  Великого, Иоанна Златоуста, Иустина  Философа, блаженного  Августина, Фомы  Кемпийского, Феофана  Прокоповича, архиепископа Платона  и  других.

По  вступлению  в  орден  Новиков  издавал  журналы: «Утренний  свет» /1777-1780/, «Московское  ежемесячное  издание» /1781/, «Вечерняя  заря» /1782/, «Покоящийся  Трудолюбец» /1784/, посвященные  тому  содержанию, которое  Новиков  считал  полезным  для  нравственного  воспитания  общества. Новиков  занимался  также  изданием  и  чисто  масонской  литературы.

Всей  этой  просветительной  деятельности  Новикова  и Шварца  предшествовало  создание «Дружеского  Ученого  Общества» в  начале  80-х  годов. С  1783  года  Общество  имело  свою  собственную  типографию.  В  том  же  году  уже  членами  кружка, в  который  входили  помимо  Шварца  и  Новикова, Н.И.Трубецкой, М.Херасков, князь  А.Черкасский, И.П.Тургенева, князь Енгалычев, А.М.Куракин  и  князь  Н.Ю.Трубецкой, были  основаны  две  типографии: одна  на  имя Новикова, а  другая на  имя  Лопухина.  Потом  была  образована  компания  на  паях.  Компания  приняла  название  «Типографической  Компании».

После  смерти  Шварца в  1784  году  в  среде  московских  масонов  наступает  расслоение. Для всех  было  ясно:  надо следовать  Христу», но  следовать  ли  Христу  помогающему  и  облегчающему, или  страдающему? Масонство  раскололось   на  тех, кто  придерживался  мистических  идей  и  тех, кто  был  объединен  общей  работой  «Дружеского  общества».  Новиков  пошел  по  пути, который  освещался  идеалами   истинного  христианства, Лопухин, Колокольников, Невзоров  и   другие  приняли  «крест», князь  Н.Трубецкой, Кутузов, Петров  и  др.  по  зову  разуму  пытались  проникнуть  в  тайны  мироздания  с  помощью  магических  наук,  и  ушли  в  алхимию.

 

2.5.Литературная  борьба  Екатерины II с  масонством;
гонения  на  масонов в  конце 
CUIII века

 

В  конце  царствования  императрицы  Екатерины  II  московское  масонство  понесло  удар, который  практически  приостановил  его  деятельность.  Первоначальное  процветание, а  потом  падение  новиковского  кружка  были  явлением  общественным  и, в  этом  смысле, кроме  ближайших  причин  и  личных  отношений, в  которых  часто  ищут  единственное  объяснение  недоверия  со  стороны  Екатерины, существовали  и  другие  причины.[7]Несомненно, Екатерину  стали  беспокоить  не  столько  масонские  «дурачества»  московских  мартинистов, сколько  их  широкая  благотворительная  и  просветительная  деятельность, в  которой  она  увидела  проявление  новой, опасной  для  правительства  общественной  силы.  Похвалы  Павлу,  раздававшиеся  из  масонского  общества, усилили  ее  внимание.  Были  приняты  определенные  меры, стесняющие  масонов, их  деятельность  подвергалась  контролю  правительства.  Бурю  эту  мартинисты  выдержали  довольно  спокойно, но  с  приездом  в  1786  году  князя  Н.В.Репнина, задумали  вступить  в  контакт  с  будущим  своим  «отцом», великим  князем  Павлом  Петровичем, что  и  было  сделано.

Разразилась  Французская  революция  1789  года  и уже  весной  1791  года  Екатерина  приказала собрать  точные  сведения  о  мартинистах, которых  в то  время  смешивали  с  иллюминатами.  В  1792  году  Новиков  был  арестован  и  заключен  в  Шлиссельбургскую  крепость  на 15  лет.  Императрица  тщательно  расследовала  связь  Павла  с масонами, и,  убедившись, что  с  Новиковым  он  связи  не  имел, поспешила  закрыть  масонские  ложи.

Всем  этим  гонениям  предшествовал  блестящий  просветительный  период, в  течение  которого Екатерина  стремилась  к  нравственному  улучшению  общества.  Но  в  ее  понимании  такое  совершенствование  должно  было  осуществляться  только  под  руководством  «монаршей», и  никак  не  внутри  самого  общества.  Уже  первые  сатирические  листки, появившиеся  в  конце  60-х  годов  возбуждали  ее  неудовольствие, потому  как  переступали  границу, какую  она  предполагала  для  литературных  упражнений.  Стеснять  масонскую  деятельность  Екатерина  начинает  после  того, как масонство  начинает  обладать  реальной  нравственной  силой.

Первым  литературным  нападением  императрицы  на масонство  была  брошюра  в  несколько  страниц  под  названием  «Тайна  против  нелепого  общества, открытая  непричастным  оному». Она  была  издана  в  1780  году, хотя  помечена  1759  годом.  Появление  брошюры  было  вызвано  начавшимися  перед  тем  связями  русских  масонов  с  Швецией.  Это  была  остроумная пародия  масонского  ритуала, заключавшая  в  себе, во-первых, «Известие» о  начале  против  нелепого, т.е. противного  масонским  нелепостям  общества; во-вторых  «Обряд  принятия»  и  в-третьих – «Катехизис».  Масонским  странностям  противопоставлялся  здравый  смысл.

В  том  же  тоне  написаны  и  три  комедии  императрицы  против  масонства, теософии, духоведения  и  магнетизма.  О  комедиях  «Обманщик»  и  «Обольщенный» /1785 г./  императрица  сама  писала  к  Циммерману:  «первая  весьма  живо  представляет  Калиостро…а  другая – им  обманутых».[8] Третья  комедия,  была  «Шаман  Сибирский /1786 г./, для  которой  основой  послужила Энциклопедия  Теософии.

Это  была  целая  систематическая  полемика.  Комедии  переводились  на  разные  языки  и  были  достаточно  известны.

Последовавшие  за  литературной  критикой  гонения  коснулись, конечно,  не  только  Новикова, пострадали: граф  Панин, князь  Гагарин, князь  Куракин  и другие.

Гонения  на  масонов  за  их  собственную  масонскую  деятельность  были  весьма  незначительными  в  Екатерининскую  эпоху, но  даже  та  немилость, в  которую  впали  масоны,  была  для  них  сильным  наказанием  и  незаслуженным.  Только  книг  масонской  тематики  было  сожжено  в  количестве  18656  экземпляров.

В  1822 — 1826  годах  гонения  на масонов  приобретают  уже  другой  характер, более  целенаправленный. Пыпин  пишет, что  в  1822  году  был  издан  Указ  запрещавший  масонские  ложи  и  вообще  тайные  общества.  От  масонов  и  не  масонов  требовались  подписки  о  не принадлежности  впредь  к  ложам  и  тайным  обществам, и  ложи  должны  были  быть  закрыты.  В  1826  году  запрещение  было  повторено. [9]

В  1822  году  были  закрыты  пять  лож,  находящиеся  под  управлением  Великой  Провинциальной  ложи: 1/ Елизаветы  Добродетели; 2/ Трех  Добродетелей; 3/ Трех  Светил;  4/  Дубовой  долины  к  верности  и  5/ Орфея, о чем  С.С.Ланской  сообщил  министру  внутренних  дел  В.П.Кочубею. У  членов  лож  были  взяты  подписки  в  количестве  95  штук.  Министру  сообщалось, что  члены лож, якобы, выполнили  волю  Государя  императора. «Со  всей  готовностью», «беспрекословно», «охотно», во  что, конечно, верится  с трудом.

Масонство  того  периода  отличалось  консерватизмом  и  верно подданническими  чувствами, попытки  некоторых  лидеров  будущих  декабристов  использовать  его  в  своих   политических  целях  успехом  не  увенчались,  и  тогда  большинство  их   ложи  покинуло.  Вероятно, что  царь  издал  вышеупомянутый  указ  в  1822  году  не  без  влияния  православного  духовенства. Запрет  масонства  подтвердил  и Николай  I, очевидно  опасаясь  превращения  лож  в  очаги  оппозиции.  Подобная   мера  оставалась  в  силе  на  протяжении  всего  периода  самодержавия.

 

2.6. Масонство  при  императоре  Павле I

 

В  жизни  и  деятельности  императора  Павла  еще  много  сторон, не  вполне  ясных  исследователям.  К  числу  их  относится  и вопрос  об  отношении  императора  к  масонству. Существует  мнение, что  Павел  еще  в  раннем  возрасте  был  намечен  масонами  как  орудие  в  достижении  своих  целей.  Во  главе  масонской  партии  был  главный  воспитатель  и  наставник  Павла  Н.И.Панин  и  брат  его  П.И.Панин, поместный  мастер  масонского  ордена  в  России.  Еще  с 1769  года  между  Павлом  и  Н.Паниным  возникает  усиленная  переписка, в  которой  обсуждаются  основные  очертания  желательного  государства, прежде  всего  военного  строя.[10]

«Отрицательное  отношение  значительной  части  масонов  к  Екатерине  и  симпатии  к  Павлу  Петровичу, — пишет  Вернадский, — выясняются  вполне  определенно  в конце  1770-х  годов.  №  сентября  1776  года, при  соединении  Елагина  с  Рейхелем, великим  наместным  мастером  сделан  был  граф  Н.И.Панин.  Не  прошло  двух  месяцев  после  того, как  и  внучатый  племянник  Панина  и  близкий  друг  Павла  князь  А.В,куракин  был  отправлен  в  любимую  Паниным  Швецию  составлять  истинную  масонскую  партию.[11]

В  1784  году  состоялось  принятие  Павла  в  масонство  сенатором  Елагиным  в  присутствии  графа  Панина.

Взгляды  Павла  в  отношении  масонств   резко  изменились  после  Французской  революции, которая  вызвала  у  него  ужас  и  отвращение.  Вокруг  Павла  стали  появляться  люди  анте масонского  направления – Растопчин  и  Аракчеев.  Вместе  с тем  в  первое  время  по  восшествии  на  престол  Павел  оказал  покровительство  масонам, особенно  тем, которые, по  его  мнению,  пострадали.  На  другой   день  после  смерти  Екатерины  он  освободил  Новикова  и всех,  замешенных  в  «дело»  мартинистов.  Князь  Куракин, князь Репин, Баженов, Лопухин  были  вызваны  ко  двору  и  щедро  вознаграждены.  Сенатор  И.В.Лопухин  в  своих  «Записках», в  частности, пишет: 4  декабря  1796  года  предстал  я  пред  Павлом  Первым.  Он  так  милостиво  меня  принял, и  такой  имел  дар  приласкать, когда  хотел, что  ни  с кем  всю  мою  жизнь  не  был   я так  свободен  при первом  свидании, как  с сим  грозным  Императором…»[12] Уже  5  декабря  Лопухин  был  пожалован  в  Действительные  Статские  Советники. «К  вечеру  того  же   дня  Государь  призвал  меня  к  себе, приказал  мне  объявить  в  Сенате  Генерал-прокурору  волю  Его  об  освобождении  всех  без  изъятия  заточенных  по  Тайной  Экспедиции, кроме повредившихся  в  уме».[13]

Ни  внешняя, ни  внутренняя  политика  Павла  впоследствии  не  стала  совпадать  с  расчетами  и планами  масонов.   Всеми  действиями  и  распоряжениями  Павел  стремился  показать, что  масонство  при   нем  ничего  не  достигнет. Никаких  надежд  на  «конституцию» не  оставалось.

Не  устраивал  Павел  и Англию  и,  следовательно,  английских  масонов.  Русские  и английские  масоны  задумали  устранить  императора.  Мысль  о   государственном  перевороте  была  высказана  вице-канцлером  Паниным  в  беседе  с  английским  послом  в  мае  1800  года.[14]

Масоны  стали  всячески  стремиться  удалить  от  Павла  преданных  людей.  1  марта  1801  года  Павел  I был  убит  заговорщиками.

Таким  образом, некоторые  исследователи  приписывают зверское  убийство  Павла  масонам, которые  были  глубоко  разочарованы  его  отношением  к  масонскому  движению.[15]

 

 

 

Заключение

Нельзя  не  признать, что  искания  масонов  порой  приводили  их  к  поступкам  не  совсем  оправданным  с  точки  зрения  истории  и политики, но они зачастую искали новые импульсы  по  улучшению и стимулированию страны и   в  целом  их  идеалами  всегда  оставались  свобода  и  справедливость, они  искали  пути  улучшения  миропорядка.

Масонство  никогда  не  являлось  ни  школой, ни  социальным  движением, ни  церковью, оно  не  позволяло  оценивать  себя  привычными  догматизированными  схемами.  Претендуя  на  доступ  к  высшей  духовности  через  посвящение, оно  ставило  себя  над  культурами  и  философскими  системами, позволяя  каждому  адепту  воздвигать  храм  собственных  убеждений  и стремиться  к  претворению  их  в  жизнь  сообразно  установкам  ордена.

Члены  ордена  и  поныне  именуют  себя  людьми  доброй  воли, миролюбивыми  строителями  грядущего  справедливого  устройства  общества  и  одновременно  патриотами  своих  отечеств, законопослушными  подданными  и  гражданами, это  подчеркивается  во  всех  уставных  документах.  К  высшим  идеалам  они  шли  не  с  проповедью  абстрактных  истин, а  служа  собственным  народам. Их  отражало  стремление  помогать  окружающим, проводить  срединную  линию  между  крайностями.

Почти  все  исследователи  масонства, и  особенно  исследователи  русского  масонства, подчеркивали  сложность  изучения  явления, что  вероятно  связано  с  непростыми  событиями  исторического  прошлого  нашей  страны, «закрытости» темы  на  протяжении  нескольких  десятилетий.  И  сейчас  мы  еще  не  можем  с  достаточной  степенью  достоверности  утверждать  насколько  же, на  самом  деле, русское  масонство  повлияло  на  исторический  путь  развития  России.

 

 

Список литературы

 

  1. Бакунин Т.А.  Знаменитые  русские  масоны. Вольные  каменщики. – М.:Интербук,1991.
  2. Берберова Н.А.  Люди  и  ложи. –Харьков,1997.
  3. Виппер Р.Ю.  Общественные  учения  и  исторические  теории  CUIII  и CIC вв.  на  Западе. – Спб,1900.
  4. Вернадский Г.В.  Русское  масонство  в  царствование  Екатерины  II. -Пг,1917.
  5. Велишевский К.Ф.  Петр Великий. – М.,1908.
  6. Иванов В.Ф.  Русская  интеллигенция  и  масонство. От  Петра  Первого  до  наших  дней. –2-е  изд. – М.:Москва,1998.
  7. Краткий философский  словарь.  /Под  ред.  М.Розенталя, П.Юдина/ — Полит.  Лит.,1954.
  8. Масонство. Тайные  знания. /Авт. Сост.  С.П.Мельгунов, Н.П.Сидоров/ — Минск: Харвест,1998.
  9. Масонство: /Сборник/. – Репринтное издание. – М.:ИКПА,1991.
  10. Марков Н.Е.  Войны  темных  сил. – Париж,1928-1930.
  11. Пайпс Р.  Россия  при  старом  режиме. – М.: Независимая  газета,1993.
  12. Пыпин А.Н, Масонство  в  России, CUIII  и  первая  четверть  CIC в. – М.: ВЕК.1997.
  13. Платонов О.А.  Терновый  венец  России.  История  масонства  1731-1996. – М.: Родник,1996.
  14. Россия CUIII  столетия  в  изданиях  Вольной  русской  типографии  А.И.Герцена  и  Н.П.Огарева.  Записки  сенатора  И.В.Лопухина.  1859  Лондон /репритное  воспроизведение/ — М.: Наука,1990.
  15. Соловьев О.Ф.  Масонство  в мировой  политике  CC века. – М.: РОССПЭН,1998.
  16. Соколовская Т.О.  Русское  масонство  и  его  значение  в  истории  общественного  движения  /CUIII  и  первая  четверть  CIC  столетия/. – СПб,1907.
  17. Символика масонства  /из  серии  «Тайные  знания»/. – М.: Гелиос,1990.
  18. Трубецкой С.И.  Учение   о  логосе  и его  история. – М.,1906.
  19. Тураев Б.А.  История  Древнего  Востока. – Л.,1936.
  20. Финдель И.Г.  История  франк масонства. – СПб.,1872-1874, т.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Иванов  В.Ф.  Русская  интеллигенция  и масонство,  от Петра  Первого  до наших  дней. 2-е  изд. –М.,1998, с.6

[2] Масонство /Авт.- сост. С.П. Мельгунов, Н.П. Сидоров. — М.:Харвест,1998, с.356.

[3] Символика  масонства /из  серии  «Тайные  знания»/. –М.:Гелиос,1996, с.39.

[4] Символика  масонства. –М.,1996, с.42,46,48.

[5] Масонство. – Мн.: Харвест,1998, с.216.

[6] Масонство: /сборник/. – М.: ИКПА,1991, с.272.

[7] Пыпин А.Н.  Масонство  в  России… — М.;1997, с.232.

[8] Пыпин А.Н,  Масонство  в  России. – М.,1997, с.239.

[9] Пыпин А.Н.  Масонство в России, CUIII и  первая  четверть  CIC в. – М.,1997, с.398-401.

[10] Иванов В.Ф. Русская  интеллигенция  и  масонство… -М.,1998, с.217.

[11] Вернадский  Г.В.  Русское  масонство  в  царствование  Екатерины  II. — Пг.,1917, с.177.

[12] Россия  CUIII столетия  в издании  Вольной  русской  типографии  А.И.Герцена  и  Н.П.Огарева. Записки  сенатора И.В.Лопухина. 1859 Лондон /репринтное  воспроизведение/. –М.: Наука,1990, с.74.

[13] Там  же, с.76.

[14] Иванов В.Ф. Русская  интеллигенция  и масонство… — М.,1998, с.231 Записки  Августа  Коцебу.  Цареубийство  11  марта  1801  года. – СПб.,1908, с.367-369.

[15] Иванов В.Ф.  Русская  интеллигенция  и  масонство… — М.,1998, с.232-242.