• Предмет: Культурология:Культурология
  • Вид работы: Курсовая
  • Год написания: 2016
  • Страниц: 14

Развитие культуры в странах Египта, Китая, Европы и Руси

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

В культуре как системе можно выделить 4 основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.

Эти блоки содержат в себе следующие функции:

— социализации и инкультурации;

— ценностно-нормативную (аксиологическую);

— познавательную (гносеологическую);

— информационную;

— деятельностную;

— коммуникативную;

— символическую.

В реальной жизни эти функции переплетаются, взаимно обуславливают друг друга, перетекают одна в другую, поэтому выделение каждой функции в отдельности носит до некоторой степени условный характер.

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства

Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульпту­ра (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобрази­тельного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизи­рованными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизировав­шие плодородие. Подобные «венеры» найдены также в Италии, Ав­стрии, Чехии, России и многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изобра­жения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, сло­на, лошади, оленя.

Памятники первобытной живо­писи открыты более 100 лет назад. В 1879г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитиче­ской эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. А. Брейль в пещере Ле-Комбатель в долине Везера обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лоша­ди, медведя. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую «картинную галерею»: 40 рисунков диких лошадей, 23 рисунка мамонта, 17 — оленей. Ри­сунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в спе­циальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым про­цессом, отражало постепенное познание человеком действительно­сти, его первые представления об окружающем мире.

Интересны произведения палеолитического искусства, найден­ные на Мезинской стоянке (Украина). Там были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэт­ки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический ор­намент, состоящий в основном из множества зигзагообразных ли­ний, — основной элемент мезинского искусства.

Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специ­альным штампом, изготовленным, как правило, из округлых, тща­тельно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленовато­го с блесками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавлива­нии таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребен­чатым, или зубчатым.

К эпохе неолита и бронзового века относятся изображения, пе­редающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, об­работка металла. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди ис­пользовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дере­во, кость.

Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реали­стической обобщенности палеолитическое искусство остается ин­туитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных обра­зов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

На территории нашей страны около 4 тыс. лет назад выполнялись первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.

В поздний период первобытного общества развивались художест­венные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделе­но от движения, жестов, возгласов, мимики. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы — звукоподра­жательные мотивы. Искусственная интонационная форма — моти­вы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество — дву- и трехзвучные мотивы. Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Фран­ции, в Восточной Европе и России. Образцы этих инструментов из Франции сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточ­ной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны. В одном из жилищ Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он пред­назначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела, как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер.

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

История государства и культуры Египет делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и лунной ладье ночью.

Богов в Древнем Египте было множество, у каждого города их могло быть несколь­ко. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий уми­рающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царст­ва. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, по­кровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновре­менно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись птицам, жукам, кош­кам. Наиболее важным из животных культов был культ быка Аписа. Он почитался как земное воплощение бога Птаха, создателя и ор­ганизатора Вселенной.

Египетское многобожие не способствовало действительной цен­трализации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пыта­ясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории чело­вечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государст­венный религиозный культ, объявив истинным божеством солнеч­ный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отмене­ны, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако рефор­мы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и много­численного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Таким образом, первая в истории религиозная реформа не увенчалась успехом.

Важнейшая черта культуры древнего Египта стремление к бессмертию. Страстное желание бессмертия определило мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Египта. В Египте на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти рождается вероучение, согласно которому умершего ждет Воскрешение.

Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково «ненормальной» для всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать «домом вечности» фараона.

Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды. В глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому, предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить восхождение к богам.

Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?

Древнейшая история Индии таит в себе много неразгаданного. Однако в старейших литератур­ных источниках, сложившихся во II тыс. до

н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о на­личии различных категорий рабов. Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обу­словленная социальным происхождением и характером деятельно­сти, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям — варны (их четыре); по профессиональной деятельности — касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть джати: брах­маны, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегиро­ванные варны — брахманов (представителей знатных жреческих ро­дов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих госу­дарством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр — безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Принадлежность к определенной варне определялась также и цве­товым символом. Для брахманов — белый, для кшатриев — крас­ный, вайшьев — желтый, шудр — черный.

В процессе окончательного формирования рабовладения варно-кастровый строй объявлялся извечно существующим порядком, результа­том божественного промысла, освещался религией.

Окончательно сложившийся в период Раннего Средневековья кастовый строй стал важным элементом общественной структуры страны. В отличие от варн касты представляли собой замкнутые, группы людей, которые занимались какой-либо одной производст­венной деятельностью и проживали в определенном районе. Они располагали внутренней администрацией, системой взаимопомощи, правилами поведения, общения и пр. Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, усиливал отчужденность между группами, практикуя запрет на межкастовые отношения, тормозил экономиче­ское, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тыся­челетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая

Научные знания и технические изобретения. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.

Китайские ученые впер­вые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобрете­ния: магнитный прибор, выполнявший функцию компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на по­верхность земли, первый в мире сейсмограф.

В Китае было организовано производство шелка. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древ­ности. Шелковая ткань изготовливалась из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей.

Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. китай­цы делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движе­ние небесных тел.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был со­ставлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецеп­ты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Письменность и древнекитайская поэзия. Первым известным историком Китая был Сым Цянъ, автор «Ши цчи» («Исторических записок»). Огромный труд Сыма Цяня вклю­чает яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания.

Уже в XV в. до н.э. в Китае существовала разви­тая система иероглифического письма, насчиты­вающая более 2000 иероглифов. Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками.

На рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли и из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иерог­лифов составляло более 10 тыс., в III в. — более 18 тыс. В это вре­мя было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.

К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы — «Книга песен», содержащая более 300 народных песен, ритуальных гимнов и стихов, и «Книга перемен». Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого известного по имени китайского поэта Цюй Юаня, основоположни­ка китайской поэзии (IVIII вв. до н.э.).

Зодчество и искусство. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские ком­плексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также де­ревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строго­стью и удивительной гармонией. Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.)

Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 император­ских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10 тыс. человек.

С утверждением на территории Китая буддизма появляются тенденции к монументализму, выразившиеся в огромных высечен­ных в скале изображениях Будды и в изящных каменных рельефах. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и бо­жественного.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством ос­новной части Великой китайской стены, которая частично сохрани­лась до нашего времени.

Во времена династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) произошел расцвет обработки металлов, ке­рамики, скульптуры. Ко II тыс. относятся богатые захоронения, в которых содержатся изделия из бронзы и нефрита, украшенные резьбой в виде иероглифов и сти­лизованных фигур животных. Удивительные терракотовые фигуры в человеческий рост охраняют гробницу императора Ши Хуанди (221-206 до н.э.) в старой столице Сиане.

В VIIVIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов жи­вописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китай­ской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традицион­ными.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десят­ков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металличе­ские колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые — из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специ­альная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

В классический период науке и искусству при­давали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи, Демок­рит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он счи­тал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и исто­рия не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, ут­верждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления — софисты (от греч. soph­ists — мудрец, учитель мудрости) учили доказывать любое положе­ние. Для них характерны умение находить противоречия в устояв­шихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человече­ского существования и развития знания Сократ считал разум.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуально­го подхода к больному и его лечению — вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этио­логию), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения — считается, что он — автор текста кодекса древнегрече­ских врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах в начале врачебной практики.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных фило­софа — Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429-348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон — автор философских диалогов на такие темы, как метафизика, этика и политика. В основе его учения — поиск единого и всеобщего многообразия явлений. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Со­крата, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что проис­ходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей.

Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности (трактаты «Государство» и «Законы»), Платон пред­лагал реформировать клонившийся к упадку полис. Основой учения о государстве является идея справедливости, создание идеального по­литического строя. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.

Ученика Платона — Аристотеля (384—322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, по­священы самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Достижения прежней философии Аристотель кри­тически переработал, углубил и систематизировал в своей философ­ской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотно­шения формы и материи. И именно форма явля­ется тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопре­деляет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с пред­метом, о методах мышления, логике. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени.

Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивили­заций плодотворно воздействовали на духовную жизнь и культуру русского народа, но и неоднократно создавали и критические мо­менты в ее истории.

Несмотря на географическую близость Запад­ной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило вы­бор князя Владимира, так же как до него — княгини Ольги, а еще ранее — киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его визан­тийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой ре­лигии.

Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссио­нерскими целями в 863 г. Договор 911 г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках — греческом и славянском.

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиоз­ной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Послы были посланы в разные страны для выбора лучшей веры. И они, побывав на богослужении в Византии, были поражены пышностью и блеском православного богослужения, очаровало их и церковное пение. Оно произвело на них сильное впечатление. Поэтому они сказали, что лучшая вера – греческого православное христианство.

По мнению игу­мена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достиг­нуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву1.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то вре­мя приобщение к многовековой и высокой культуре Византии.

Важным было также и то, что христианство придает особое зна­чение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека. Телесный мир человека, оск­верненный грехопадением, должен быть преображен индивидуаль­ными усилиями личности. Учение о грехе и о спасении (греч. хамартиология) становится центром христианского богословия.

Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

Просвещение — идейное и общественное движе­ние в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистиче­ских производственных отношений.

Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая — дата из английской истории: в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата — начало Великой французской революции, воспринимавшейся со­временниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Сами современники называли XVIII столетие веком Просвещения, а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей. Европейское Просвещение — исторически конкретный комплекс идей, который привел к образованию определенной системы культуры. Просвещение означало глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в соз­нании огромных масс людей. Просвещение понималось шире, не­жели простое распространение знаний и образования, содержало в себе моральное и гражданское воспитание, а также утверждение «истинных» идей о мире, обществе и человеке.

В истории человечества XVIII век вообще занимает особое место. Во всех сферах жизни общества формируются новые социально-экономические отношения, и очень быстро, на протяжении жизни двух-трех поколений, существенно изменяется мировоззрение чело­века, возрастает его творческий потенциал. Наиболее важными мо­ментами этой эпохи были: секуляризация (светскость) общественно­го сознания, распространение идеалов протестантизма, возрастание интереса к научному и философскому знанию, бесконечная вера в преобразующие возможности образования. Название «Просвещение» возникло вследствие твердого убеждения просветителей во всемогу­ществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «про­светить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни — и торжество идеального цар­ства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным об­разом в истории общественно-политической мысли и общественно­го движения. Деятели Просвещения боролись за установление «цар­ства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Ос­новой его должно быть «естественное равенство», а отсюда — поли­тическая свобода и гражданское равенство.

Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?

Культурную ситуацию второй половины XX в. в России определяли кардинальные сдвиги в со­ветской политической системе. С приходом в 1953г. к власти Н.С. Хрущева началась широкомасштабная либера­лизации во всех сферах общественной жизни. Перелом в культуре обозначился уже к началу 60-х годов и давал о себе знать вплоть до их окончания.

Процесс демократизации общественной жизни полу­чил название «оттепель» по одноименной повести И.Г. Эренбурга. Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социо­культурным переворотом. Во второй половине 60-х годов в разви­тых странах мира активизировалось молодежное движение, проти­вопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому осмыслению и новому художественному прочтению под­верглись исторические итоги XX столетия. В полную мощь зазвучал роковой для России вопрос «отцов и детей».

В советском обществе рубежом перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Процесс духовного обновления начался с обсуж­дения вопроса об ответственности «отцов» за отход от идеалов Ок­тябрьской революции. В действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления и их противников.

Писательская среда также раскололась на демократический ла­герь, представленный журналами «Юность» и «Новый мир», и кон­сервативный во главе с журналами «Октябрь», «Нева», а также жур­налами «Наш современник» и «Молодая гвардия». Было реабилитиро­вано творчество Ю.Н. Тынянова и М.А. Булгакова. В 1957 г. после почти двадцатилетнего перерыва была возобновлена постановка пьесы М.А. Булгакова «Бег», а в 1966 г. впервые был опубликован (хотя и с купюрами) роман «Мастер и Маргарита», написанный в 30-е годы. Возобновлено было также издание журнала «Иностран­ная литература», печатавшего на своих страницах популярные сре­ди молодежи произведения Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

В конце 50-х годов возникло новое явление в литературной жизни страны — самиздат. Такое название получили машинопис­ные журналы творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. Первый такой журнал «Син­таксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной.

В годы «оттепели» появились высокохудожественные произве­дения литературы, проникнутые гражданственностью и заботой о судьбе социалистической Родины. Это поэмы А. Т. Твардовского «Теркин на том свете» и «За далью — даль», роман Т.Е. Николаевой «Битва в пути», повесть Э.Г. Казакевича «Синяя тетрадь», стихотворение Е.А. Евтушенко «Наследники Сталина». Сильная по траге­дийному накалу повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Дени­совича» принесла автору славу. На страницах журнала «Юность» родился новый литературный жанр «исповедальной литературы», которая описывала сомнения и метания молодого поколения.

Несмотря на все демократические нововведения, в области культуры сохранялось руководящее положение коммунистической идеологии. Глава партии Н.С. Хрущев открыто стремился привлечь художественную интеллигенцию на сторону партии, рассматривая ее в качестве «автоматчиков».

Традиция проработочных кампаний сохранилась. В 1957 г. пуб­личному осуждению был подвергнут роман В.Д. Дудинцева «Не хле­бом единым», открывший в литературе тему репрессий. В 1958 г. по стране прогремело «дело Пастернака». Пастернаку за роман «Док­тор Живаго» была присуждена Нобелевская премия. Однако автора под угрозой выдворения из страны заставили отказаться от нее, а в стране начался шквал гонений на писателя.

Лично Н.С. Хрущев высказывался против поэта А.А. Вознесен­ского, чьи стихи отличались усложненной образностью, кинорежис­серов М.М. Хуциева, создателя фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего художественный фильм «Девять дней одного года». В декабре 1962 г. в ходе посещения вы­ставки молодых художников на Манежной площади Хрущев устро­ил разнос «формалистам» и «абстракционистам». Контроль за дея­тельностью творческой интеллигенции осуществлялся и посредст­вом «установочных» встреч руководителей страны с ведущими дея­телями культуры.

Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья.

К возникновению русского Зарубежья привели гражданская война и революция, которые раскололи страну надвое.

Одна стала называться РСФСР, а другая, не признавшая советской власти, образовала русское Зарубежье и продолжала сохранять свое единство.

Другой причиной создания русского Зарубежья является главная цель эмигрантов – спасти, сохранить и приумножить русскую культуру.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование, 2008.- 495с.

2. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 400с.

3. Гомбрих Э. История искусства. — М., 1998.

4. Кравченко А.И. Культурология.- М., 2005.

5. Морэ Э. Цари и боги Египта. — М., Алетейа, 1998.

6.Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. II. Т. 3 – 4. История России с древнейших времен / Отв. ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1998.

1 Ориньякская культура — культура периода позднего палеолита. Название по­лучила по пещере Ориньяк (Франция). Характерны кремневые пластины с ре­тушью, изготавливались костяные наконечники копий. Главное занятие челове­ка — охота.

1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие, Византия, Россия: Сборник статей. М.: Христианская литература, 1992. С. 37.