• Предмет: История:История
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2017
  • Страниц: 22

Жизненный путь великого старца Сергий Радонежский (1314 — 1392 гг.)

Содержание.

Ведение                                                                                                                   2

  1. Биография и учение Сергия Радонежского  по  ,, Житию  Епифания       Премудрого,,                                                                                                                4
  2. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской ,, Сказание о Мамаевом побоище,,

Духовное  влияние  » великого старца”  на   русское  общество                    13

  1. Оценка деятельности Сергия в литературе. Значение преподобного  для  русского  народа  и государства.                                                                              17

Заключение.                                                                                                          19

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Церковь- собрала вокруг себя русских людей, когда душа народа преодолела отсутствие государственного единства , порождавшее в народном теле язвы и трещины  усобиц , когда сбросив  с себя иноверческое  татаро-монгольское иго , Россия объединилась под скипетром Русского  Православного   Государя- тогда  во весь  свой могучий рост поднялся на исторической сцене русский народ.

Прошлое русской  земли  богато великими героями, проявлявшими чудеса храбрости, жертвовавшими жизнью для Родины.   Богато оно выдающимися и по своим мирным заслугам  личностями, богато крупными , беззаветно трудившимися на славу своего  народа государственными  деятелями.

Но история  слагалась не только из подвигов героев и деяний государственных мужей. В жизни русского народа, в его судьбах, играли огромную роль   и скромные подвижники , которые своим примером вдохновляли  людей, укрепляли  в них веру, облагораживали их нравы и , отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам , оставили память- прочнее памяти о многих героях, витязях и богатырях . И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего русского народа, от царя до последнего простолюдина.

Преподобный Сергий Радонежский много сделал для  единства Святой Руси. Он был   одним из тех , кто заложил прочное основание  в единого , целостного ,  « правого»  русского  государства.  Православная Россия была

чуть ли не единственным государством мира, где право  основывалось на Законе Божием, на религиозных , церковных ценностях.

«Сергиев, Сергиев»! С этим кличем защитники Лавры бросались в бой за целостность отечества. Они обороняли твердыню обители и отстояв ее- отстояли  Русь!

Цель написания работы:  Определить  роль  в  истории  России  преподобного Сергия Радонежского.

Согласно с целью  выделяются  задачи.

  • Показать что  жизнь   преп.Сергия  была  значима  для   русского  народа.
  • Показать  духовное  влияние  и   преп. Сергия Радонежского   на Россию  и русское  общество.
  • Определить оценку  деятельности   преп.  Сергия  Радонежского в литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Биография и учение  Сергия Радонежского  по  « Житию  Епифания        Премудрого»

В  Ростовской  области   жил  благочестивый  боярин  Кирилл  с женою до рождения последнего (1314)  Промысл Божий  указал , что он будет   избранным  сосудом  благодати  .  Однажды , когда Мария слушала литургию, младенец  за кричал  во  чреве три раза – перед чтением Евангелия, в начале Херувимской  песни и при возгласе :  Святая Святым.  После этого приключения Мария  во все  остальное время беременности  не употребляла  ни мяса . ни молока, ни рыбы ,  ни вина , а питалась только хлебом и водою  и молилась Богу.  Новорожденный младенец  был назван Варфоломеем , и в нем открылась дивная  особенность: в среду и пятницу  он  не брал  сосцов материнских.

На 7-м   году  отдали Варфоломея  учиться грамоте ; он учился с усердием, но почти без всякого успеха, и грамота не давалась ему, к глубокому огорчению доброго дитяти . Однажды Варфоломей увидел близ дома родительского , под дубом, старца-черноризца, стоявшего на молитве. Отрок подошел и дождался конца молитвы.   ,,  Что  тебе  надобно  , чадо ? – спросил  старец.   ,, Учусь грамоте ,- отвечал отрок, — но не успеваю; помолись за меня Богу , отче  чтобы я мог выучиться грамоте . ,, Старец помолился и дал ему часть просфоры в  знамение благодати    Божией, сказав при этом, что отроку надлежит   соделаться  обителью Св. Троицы  .

Получив неожиданный  и совершенный успех  в учении, благодатный  отрок чуждался детских игр,  смеха,  праздности, прилепился к церковному Богослужению,  читал священные  книги и наблюдал строгое воздержание .

Все это происходило в окрестностях  Ростова .   воспламенялись только первые искры . Там воспламенялись только первые искры того великого светильника  благодати, которому надлежало просиять в мрачной пустыни и оттуда светить престольному граду  и всем пределам земли Русской.

Притеснения  московских   правителей  в Ростове принудили   Кирилла  переселится  с семейством  в одну из областей  великого княжения – в Радонеж, который  отдан был  Иоанном Калитою  в удел младшему сыну  его Андрею. Там переселенцам обещались разные льготы , а Кирилл некогда богатый , по разным несчастьям  оскудел. Старшие сыновья  Кирилла уже вступили  в брак  , а младший  , Варфоломей, желал  сделаться  иноком. Но повинуясь  воле  родителей , он оставался при них и служил   им до того   времени , когда они сами вступили в монастырь , и недолго пожив  в монашестве  , отошли ко  Господу.  Тогда отдав последний  долг родителям  и  представив  имение  их брату  Петру  , Варфоломей  пошел  искать себе места  для пустынножительства  вместе со старшим  братом  своим  Стефаном.

Они долго ходили  по  лесам , им  полюбилось место  в густой дубраве , в 10 верстах от Радонежа и Хотькова , удаленные  не только от жилищ  , но  и  от путей человеческих.  Здесь пустынники поставили   келью , а потом

небольшую  церковь  ,которая освящена в честь  Пресвятой  Троицы ,по благословению святого  митрополита  Феогноста. Вскоре после того  Стефан переселился в Московский  Богоявленский   монастырь,  а  Варфоломей  принял пострижение от некоего игумена  Митрофана  на 24-м году жизни  , 1337 году, 7 октября , на память  святых мучеников  Сергия и Вакха, причем , по обычаю  того времени , наречено ему имя  Сергий.

Около двух лет пробыл преподобный Сергий в совершенном одиночестве; потом стали приходить к  нему люди , ищущие спасения , просили дозволения  жить подле него. Он выставлял им трудности пустынной жизни , но они обещались терпеть с помощью Божью. Так собралось к Сергию до 12 братий , построены кельи , и обитель обнесена   тесною оградой.      Но для совершения литургии  не было священника, для управления новою обителью не было игумена.  По глубокому смирению  преподобный  Сергий  не  хотел  принять     ни  игуменство ,  ни пресвитерского сана.  Он  управлял только  посредством примера своей жизни:  он был первый тем ,  что был всем  слуга. Он  строил кельи, рубил дрова ,  молол жерновом  рожь , пек хлебы, варил пищу,  носил воду на гору в водоносах и ставил у кельи каждого.

Но братия   чувствовала  нужду в игумене –наставнике и неотступно  умоляла  Сергия принять на себя настоятельство . Смиренный отшельник долго не соглашался ; наконец  братолюбие одержало победу. «Желаю,- сказал преподобный Сергий ,- лучше повиноваться , нежели начальствовать, но страшусь  суда Божия и предаю себя в волю Господню». Взяв с собою двух старцев, он  отправился в Переславль-Залесский   к  Афанасию, епископу Волынскому, которому  святой  митрополит Алексий поручил  метрополии на время отсутствия  его  в Царьграде. Сергий просил  епископа назначить игумена  для новой обители.  « Я слышал о тебе, сказал святитель,- тебя избрал Господь ;  ты будешь  игуменом в обители  Святой Троицы» . пресвитера и игумена. Это было в 1354году.

В управлении Сергий соединял  кротость со строгостью.  Каждый вечер после  повечерия он обходил , и если заставал за молитвой или , чтением или  рукоделием , то радовался и молился за него. Если же слышал разговор ,   то,  любовью прощал, а на упорных  налагал  епитимью.

Первым подвигом  преподобного Сергия был подвиг воздержания . Мы видели выше  опыты его постнической  жизни  Сделавшись иноком,  он часто  поучительный случай  постнического труда    Проведши три дня без   пищи, Сергий приходит к старцу Даниилу и говорит ему   ,, Я слышал ,  что ты хочешь сделать сени ,  у себя пред келью ;  я сделаю  тебе сени ,  а ты дашь мне хлеба за труд ,,  Даниил  сказал , что  у него есть хлеб , но гнилой.  Сергий  отвечал ,  что  для  него хорош  и гнилой  хлеб, построил старцу сени  и  получил обещанное   воздаяние  за  труд.   Сотворив  молитву, он растворил  гнилой   хлеб  с  водою ,  утолил  голод  и воздал  Богу благодарение.

Другой подвиг богоносного  пустынника состоял  в смирении  и нестяжательности.  Даже  тогда , когда  имя его сделалось  известным не только  в земле Русской , но  и на востоке, преподобный  Сергий оставался неизменно верен заповеди Евангельской  о смирении и нищете.  Он  носил  одежду  из толстого и грубого сукна  и притом  самую ветхую, со множеством  заплат , сделанных  собственными  его  руками.   Приходившие  в обитель иногда не признавали преподобного  по внешнему виду  за игумена,  но  думали видеть   в нем  одного  из  монастырских работников.

Другим правилом  преподобного  Сергия запрещалось братии в случаи не достатка пищи  и других потребностей ходить по деревням  и селам за подаянием ;  пустынники должны были с терпением просить и ожидать милости от Бога.  Трудное правило для обители , которая находилась в таком дремучем лесу ,  что к  ней  едва было пробраться  по  узкой  ,  едва заметной тропинке. Но  Сергий веровал ,  и сбывалось  по  вере его ;  уповал  , и упование  не посрамляло  его.

По молитве  блаженного  игумена   сам  Бог  чрез неизвестных христолюбцев   посылал  хлеб  во  время  скудости. ,, Видите ли  , братия ,- говорил Сергий  ученикам своим ,  —  Господь  не  оставляет рабов  Своих. Будем  подвизаться , не ослабевая,,

Так  при начале своем великая  Лавра Сергиева была  пустыня безлюдная,дикая  , бесплодная, безводная, скудная , беззащитная  и беспомощная! Но основатель  ее  и сподвижники его твердо уповали на Бога оправдывается  в  нашем скудном верою  веке  .

Через 15  лет после возникновения  Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне.  Они стали вырубать лес и распахивать поля, стали помогать обители, и нищета исчезла  навсегда . По  словам  блаженного  Епифания,  ,, исказиша пустыню и не пощадеша  селы и дворы  многи ,,  Тогда проложили мио обители большую дорогу  из  Москвы  в  северные города.  Однако  и  по преставлении  преподобного  Сергия леса  были так глухи , что по  рекам еще ловили  бобров.

Однажды преподобный молился  об обители своей и учениках.  Внезапно послышался голос :,, Сергий!  Ты молишься о чадах твоих , и моление твое  услышано: посмотри видишь число иноков, собирающихся под твое  руководство во имя Пресвятой  Троицы! ,,

Слава    о духовных подвигах Сергия и дарованной от Бога благодати  распространилась не только   в Русской земле, но  и в странах отдаленных . К богоносному  пустыннику  были  посланные  от  Патриарха  Царьградского  Филофея и  принесли ему крест, параманд, схиму  и послание  Патриарха. ,,  Не  к другому ли кому вы  посланы? ,,-  спросил  их  смиренный  Сергий, а сам поспешил к святителю Алексию  и донес ему о случившемся.  По   прочтении  послания,  в котором   Патриарх советовал  составить  общее  житие в обители, митрополит,  и  со  своей  стороны, подтвердил  совет
Патриарха .

С того времени в обители Троицкой учреждено совершенное общежитие и запрещено инокам что бы то ни было называть своим, потому что всякая собственность в монастыре должна быть общею для  всех.

Так совершилось  благоустройство  обители , причем стало  возрастать число братии и начало  что водворяться в ней всякое обилие.  Но чтобы избыток не повлек за собою нерадения и пороков , мудрый  основатель обители ввел в ней  странноприимство  ,   питание нищих и подаяние просящим.

Об  этом  учреждении  он  сказал ученикам своим :  ,, Если сохраните заповедь мою без роптания , то и по кончине моей  обитель   распространиться  и многие годы  стоять  будет, благодатию  Христовою,,

Казалось,  что после  того  монастырь  Сергиев  уже безопасен  о т превратностей  ;  но  внезапно поднялась буря, которая  едва  не  лишила обители  блаженного  ее  основателя и  хранителя.  В один субботний  день святой  Сергий  стоял в алтаре, совершая сам вечернюю службу.  Брат его  Стефан, которой  опять пришел  в  обитель,   стоял   на  левом  клиросе .

,, Кто дал тебе эту книгу ? ,,-   спросил  Стефан канонарха.  ,,  Игумен,, , — сказал тот.   ,, Кто здесь игумен ?-  с  гневом   сказал  Стефан.-  Не я ли первый  основал это место ? ,,   И прибавил  к тому  другие  жесткие  слова. Сергий слышал  все это  в алтаре .  Ему понятно было , что  здесь излилось тайное  негодование  многих на новый  порядок обители.  По окончании вечерни он  не  пошел и в келью  ,  а  удалился  из  обители  на  место  , называемое  Киржач , где  вскоре  собралось  к  нему  немало  братии  и основан  монастырь.  Лучшие  старцы  Троицкой обители умоляли  святителя  Алексия  возвратить   им  игумена.

Немедленно  святитель послал  к отвечал посланным Сергию двух архимандритов  ,  убеждая его возвратиться  на  первоначальное место подвига. Узнав   волю  архипастыря,  смиренный угодник Божий:  ,, Скажите  господину моему митрополиту, что  все изшедшее из уст его принимаю, как из  уст Христовых ,,  .  Он  возвратилось  в  Троицкую  обитель ,  где  ученики , радуясь возвращению  любимого наставника , целовали  руки его ,  ноги и одежду.

В  это  время   святитель Алексий был  обременен  заботами  о водворении  мира  и  утверждении  единодержавия  в  земле  Русской.  Еще прежде , вскоре после того как  Дмитрий Суздальский  без борьбы  уступил престол  Дмитрию Московскому, последний  должен был  помочь первому в получении  Нижегородского  удела,  неправильно захваченного  братом его  Борисом  Константиновичем  по смерти другого  брата  , Андрея.   Первосвятитель   послал  в  Нижний  Новгород преподобного  Сергия  объявить  Борису,  чтобы шел судиться  с братом к великому князю;  но князь  отвечал, что  повинуется  только велениям   хана.  Тогда Сергий согласно с волей митрополита  затворил  все  храмы  Нижнем Новгороде,  а  великий  князь  двинул  войска  свои; Суздальские князья  разделились между собою мирно.

Митрополит  Алексий  предчувствуя свою кончину  призвал  к себе  преподобного игумена Сергия   и  приказал  принести  для  него  золотой  крест .  ,, Прости меня  , Владыко  ,  — сказал с поклоном  Сергий  ,- я от юности  не носил  злата  ,  тем  более в старости желаю пребывать в нищете,,. Тогда святитель объявил богоносному  пустыннику, что он  , чувствуя немощь старческую , намерен посвятить Сергия   в сан епископа и назначить  него своим преемником.  Не только с глубоким смирением , но даже с живою скорбию  отрекся  любитель пустыни от высокого назначения.  Долго и  настойчиво старался святитель убедить Сергия.   Уразумев , что дальнейшие  настояния  заставят  Сергия удалиться в безвестную пустыню,  прозорливый  святитель отпустил его обратно   в монастырь.

В    это  время   великий князь был  занят   заботами  : ему предстояла ожесточенная борьба  с татарами  не только  за  целостность  , но за существование  Русского   Признавая в богоносном игумене  Троицком  силу  веры и дар пророчества  ,  достойный   воспитанник  святого  Алексия  пришел к преподобному Сергию  и спрашивал    его   идти ли ему  против  сильного  и грозного  врага ?  Преподобный  , совершил молитву,  благословил  великого  князя  предсказав   ему победу.

Наконец  приближалось время   богоносному   Сергию  перейти  к нескончаемому божественному видению.  Предвидя приближение  кончины ,  преподобный  игумен  поручил обитель  управлению  ученика   своего  Никона , а  сам удалился  в  безмолвие.

В сентябре  он  почувствовал предсмертный недуг , призвал сподвижников  своих и дал им последние  наставления. Пред самым исходом  души,  праведник  принял  Святые Тайны Христовы и предал чистую  душу  свою  Господу  25 сентября 1392года , на  78-м  году  жизни.  В минуту разрешения   души от  тела   небесное благоухание  разлилось  в келье  , и лик  богоносного  старца  сиял  дивным светом  и  чистотою.    Святые   мощи   были  преданы   земле  близ  деревянной  церкви   ,  построенной   первоначальником  Троицкой  обители.

Таким  образом  мы  видим  что,  преподобный  отец  наш  Сергий , игумен  Радонежский , чудотворец, не только   великий светильник благодати,  но  и  особенный  избранник   Божий  в деле распространения  иноческой  жизни:  он отец  монашества средний Руси;  последующие судьбы  основанной  им Лавры  показывают  в нем дивного  заступника  земной отчизны  его.   ,,  Благодарение  Богу,- скажем с блаженным  Епифанием,  —  что он даровал   нам  такого богоугодного  старца ,  святого  и преподобного  старца.

 

 

  1. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской ,, Сказание о Мамаевом        побоище  ,,  Духовное  влияние  ,, великого  старца ,,  на  русское  общество.

Мамай  уже давно злобился  на Дмитрия , который отказывал  ему  в послушании   и  осмеливался обнажить меч против  татар .  В 1377 году  татары  вместе с мордвою опустошали  Новгородские  и  Рязанские области. Дмитрий не побоялся ополчиться против них  и  разбил  их на берегу реки Вожи.  Как истинный властелин Орды , Мамай  приготовился  к страшному нашествию  на  Русскую  землю.  Кроме несметных полчищ монгольских, он вел с собою  наемные  войска и вступил в тесный  союз с  Ягайлом Литовским,  который  условился действовать с ним заодно . К  ним пристал  внутренний  изменник  , Олег Рязанский, в надежде распространить свои владения при уничтожении Московской державы.

Великий  князь , со своей  стороны , приготовился к обороне ;  с ним соединились все князья удельные со своими  дружинами.  Составилось ополчение, какого  не видела земля  Русская  даже  в  самые счастливые времена своей целостности и независимости : более150 000 всадников и пеших стояло под Коломною , на Девичьем поле , где Дмитрий обозревал войско. Признавая в богоносном игумене Троицком силу веры и дар пророчества  , достойный воспитанник святого Алексия пришел к преподобному Сергию  и спрашивал его: идти ли ему против  сильного и грозного врага  ? Преподобный  , совершив молитву  , благословил  великого князя  и сказал ему: « Тебе , государь , должно попещись  о врученном тебе христоименитом  стаде ; Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы , а многим из подвижников твоих  готовы венцы мученические» .  Он отпустил с Дмитрием двух своих иноков , Александра Пересвета и Ослябю, которые были облечены в схиму и горели желанием пролить кровь свою  за веру  христианскую.

Выступив против врагов, великий князь отважно перешел Дон , чтобы предупредить соединение Мамая с Ягайлом ; здесь получил  он от преподобного Сергия просфору и послание , в котором было писано: « Иди, иди смело, князь, надейся на помощь Божию».  Эти слова одушевили мужеством Дмитрия и все войско русское. На берегу реки Непрядвы , на обширном поле Куликовом, произошла знаменитая кровопролитная битва  8сентября. 1380года. Мамай , не успев соединиться с Ягайлом, был разбит и обратился в бегство.  Преподобный Сергий, во время битвы стоя с  учениками  своими на молитве , говорил об успешном ходе сражения и о решительной  победе над врагами ; он даже наименовал павших на поле брани и принес за них молитву . В числе их были оба инока, посланные Сергием на войну . Один из них , Пересвет , мужественно вступил в  бой с татарским великаном и богатырем Темир-Мурзою : они ударили друг друга копьями и оба пали мертвыми с коней.

Великий князь, возвратясь  с победою, благодарил богомудрого  Сергия за советы и молитву и с восторгом восхвалял милость Божию. Вся Русская   неверными . Благодарные  потомки единогласно прозвали Дмитрия Донским, двоюродного брата его Серпуховского князя  Владимира  Андреевича , одного из главного виновника победы – Храбрым , а самую битву- Мамаевым побоищем.

 

Молитвенное участие в поражении Мамая не было последним опытом любви к отечеству в жизни дивного пустынника.  В1385 году  преподобный Сергий ходил в Рязань , чтобы  примирить великого князя с коварным Олегом. Богомудрый  игумен умел смягчить сердце вероломного князя , и он заключил с  Дмитрием искренний союз, скрепленный потом и родственною связью.

Любовь и вера Донского героя к основателю Лавры Троицкой так велика, что  преподобный Сергий стал крестным отцом  его детей и свидетелем при своем духовном завещании.

Великий князь Дмитрий Донской скончался в1389году после краткой болезни в возрасте  сорока   лет  . По словам летописца, невозможно описать скорби народной  о смерти любимого государя.

Между тем богоносный Серий,  подвизался в пустыне своей, возрастал духом  и восходил от силы в силу.  Однажды, в глубокий вечер , во время молитвы великий чудотворец Сергий услышал голос звавший его по имени . Сотворив он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. ,,  Сергий! – говорил голос.- Господь услышал молитву твою о чадах твоих!,, Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: ,, Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим,, . Сергий в удивлении и радости позвал к себе ученика ой

Эти прекрасные птицы, порхавшие в обители Сергиевой  и  вокруг нее ,  изображали собою достойных учеников великого наставника.  Одни  из них до гроба оставались  в обители отца своего ; другие были основателями монастырей вокруг  престольного града, послуживших образцом благочестия для  живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру  Христову между полудиким населением.

По кончине чудотворца Сергия многие из учеников его разлетелись, как птицы Небесные , по разным краям Русской  земли  и основали  обители иноческие.

,, Великий  отец наш Сергий,  как  бы  в некоторое  вознаграждение Православной  Церкви за то, что  не  отдал ей  в епископство самого себя , в обилии возвращает под сенью,  сынов послушания  и  разума  духовного, которых потом     избрание  церковное призывает к епископству.,, —   ответ     митрополита  Филарета  Московского, на речь, произнесенную   архимандритом  Леонидом при наречении  его в сан епископа Дмитровского.
Из обители преподобного Сергия  вышло 79  архипастырей , а именно : митрополитов  епархиальных 11, архиепископов 31, епископов 32 и, сверх того, 2 архипастыря занимают святительские кафедры вне  пределов  России  на Востоке.  Из  числа этих  святителей некоторые   были  настоятелями,  другие – наместниками  Лавры , остальные получили воспитание  в лаврской семинарии( 1742-1814г.)  и в Московской Духовной Академии, находящийся  в обители  преподобного  Сергия  с 1814 года

Таким образом влияние  преподобного Сергия  на духовную жизнь  Московской Руси имело поистине грандиозное по своим культурным  и историческим последствиям  значение. Святой  Сергий Радонежский  был выразителем и вдохновителем  нашей исторической  жизнеспособности , воплотившейся в собирание  наших духовных, нравственных и многонациональных сил.

 

 

  1. Оценка деятельности Сергия в литературе. Значение преподобного для русского народа и государства.

«Если бы возможно было ,- говорит наш знаменитый историк В.О. Ключевский,- воспроизвести  писанием все, что соединялось с памятью Преподобного , что в эти пятьсот  лет(со времени  его кончины) было молчаливо передумано и перечувствовано   пред его писание было бы  полной глубокого содержания  историей нашей всенародной политической и нравственной жизни… Да и каждый из нас в своей собственной душе найдет  то же  общее  чувство , стоя  у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории , как для того, кто покоится  в этой гробнице , давно становилось время. Это чувство вот уже пять столетий  одинаково загорается  в душе молящегося у этой гробницы ,  как солнечный луч в продолжение  тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды.»

Валентин Распутин  в своей статье   « Ближний свет  из далека»  отмечает :   «Из всех слав , возданных  Сергию Радонежскому  при   жизни  и по смерти, первая  — собиратель душ. Гнет,  как известно разъедает  и нравственность. При нравственной  разрухе  народ  ближе  всего  к своей гибели,   в нем  точно  надламывается спинной хребет и теряется   опорный остов .  Полтора века рабства – это угнетенные души , робость и страх, принявшие за правило коварство и хитрость. Все это надо  было капля по капле переломить, взрастить новые всходы  и подготовить восходительное настроение. »

Борис Зайцев в своей книге ,, Преподобный Сергий Радонежский,,  очень четко сформулировал  характер деятельности  и  смысл жизни преп. Сергия Радонежского  : « Как  ободритель и как миротворец,  Сергий выступал всегда от Москвы , значит,- России.  Подымал свой крест и свой негромкий , власти ли церковной или государственной.   Бедность, старость, простота и равнодушие к успехам  ,  вечное стоянье «пред лицом Бога» , труд , молитва, созерцание- делали  его  свободным»

И  так можно сделать  один вывод  , что   мнение   авторов  исторических   произведений   о преподобном Сергии Радонежском    единогласно .  Все что мы видим  показывает нам Сергия Радонежского  как   очень важную  историческую  фигуру, который  своей жизнью  принес огромную пользу  как  государству Российскому   так  и  русскому  народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Россия…Свята Русь… Что стоит за этим за этими именами?  Россия есть государство жертвенное, исповедническое служение  народа-богоносца, народа  — хранителя  защитника святынь веры. Эти святыни есть  религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную  и государственную  так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самовоззрение  россиян  .  Это —  основа основ русского  самосознания в том виде , в котором сформулировали его десятки веков отечественной истории.  ,, Русская история поражает необыкновенной  сознательностью  и логическим ходом явлений,, — писал К.С. Аксаков более 130 лет назад.
Кто на протяжении тысячи  лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма ? Кто вдохновлял  отважных  и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный  долг каждого , способность носить оружие ? Кто  научил русского человека быть верным – без лести , мужественным- без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким- без тщеславия , стойким -без  фанатизма, сильным- без гордости ,  милосердным- без тщеславия, ревностным – без  гнева и злобы?- Церковь  Православная!

 

 

Примером своей  жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.

Русские люди 14века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа поднять его дух выше его привычного уровня- такое проявление духовного влияния всегда признавалось , чудесным творческим  актом; таково оно  и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник- вера.

Великую помощь принес преподобный  Сергий  тем , что содействовал сосредоточению  и  укреплению государства.

Изучив  жизнеописание  преподобного Сергия Радонежского и познакомившись  с тем как  оценивают  его деятельность  историки, можно смело утверждать , что   его  роль  в  истории  Российского государства  очень  значительна.

Преподобный Сергий вышел, во влиянии своем на мир, из рамок исторического . Сделав свое дело в жизни, он остался обликом. Ушли князья, татары и монахи, осквернены мощи; а облик жив, и так же светит, учит и ведет.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Балашов Д. Похвала  Сергию.- // Роман газета    М.1993.
  2. Зайцев Б.К.   Преподобный Сергий Радонежский- // Роман газета  М.1993-78с.
  3. Иоанн Митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Одоление смуты  Санкт.-Пб. 1996-32с.
  4. Ключевский  В. О.  Значение Преподобного Сергия для русского народа  и государства // Роман газета М. 1993. – 86с.
  5. Распутин В.  Ближний свет  издалека // Роман газета М. 1993-89 с.
  6. Толстой М. В.  История церкви – М., 1994 – 163-177с.
  7. Чарская  Л. Святой отрок  /  Свято- Троицкая Сергиева Лавра  2005-4с.
  8. Православные праздники / Издательство Белорусской православной церкви  «  Издат. АСТ»  205-211с.