Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
В культуре как системе можно выделить 4 основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.
Эти блоки содержат в себе следующие функции:
— социализации и инкультурации;
— ценностно-нормативную (аксиологическую);
— познавательную (гносеологическую);
— информационную;
— деятельностную;
— коммуникативную;
— символическую.
В реальной жизни эти функции переплетаются, взаимно обуславливают друг друга, перетекают одна в другую, поэтому выделение каждой функции в отдельности носит до некоторой степени условный характер.
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства
Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизировавшие плодородие. Подобные «венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и многих других странах.
В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.
Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. А. Брейль в пещере Ле-Комбатель в долине Везера обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую «картинную галерею»: 40 рисунков диких лошадей, 23 рисунка мамонта, 17 — оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.
Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.
Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Там были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, — основной элемент мезинского искусства.
Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным, как правило, из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленоватого с блесками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.
К эпохе неолита и бронзового века относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость.
Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
На территории нашей страны около 4 тыс. лет назад выполнялись первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.
Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы — звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма — мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество — дву- и трехзвучные мотивы. Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Образцы этих инструментов из Франции сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны. В одном из жилищ Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.
Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела, как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.
Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
История государства и культуры Египет делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.
Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и лунной ладье ночью.
Богов в Древнем Египте было множество, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись птицам, жукам, кошкам. Наиболее важным из животных культов был культ быка Аписа. Он почитался как земное воплощение бога Птаха, создателя и организатора Вселенной.
Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный религиозный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Таким образом, первая в истории религиозная реформа не увенчалась успехом.
Важнейшая черта культуры древнего Египта стремление к бессмертию. Страстное желание бессмертия определило мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Египта. В Египте на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти рождается вероучение, согласно которому умершего ждет Воскрешение.
Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково «ненормальной» для всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать «домом вечности» фараона.
Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды. В глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому, предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить восхождение к богам.
Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?
Древнейшая история Индии таит в себе много неразгаданного. Однако в старейших литературных источниках, сложившихся во II тыс. до
н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о наличии различных категорий рабов. Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям — варны (их четыре); по профессиональной деятельности — касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны — брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.
Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр — безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Принадлежность к определенной варне определялась также и цветовым символом. Для брахманов — белый, для кшатриев — красный, вайшьев — желтый, шудр — черный.
В процессе окончательного формирования рабовладения варно-кастровый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освещался религией.
Окончательно сложившийся в период Раннего Средневековья кастовый строй стал важным элементом общественной структуры страны. В отличие от варн касты представляли собой замкнутые, группы людей, которые занимались какой-либо одной производственной деятельностью и проживали в определенном районе. Они располагали внутренней администрацией, системой взаимопомощи, правилами поведения, общения и пр. Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, усиливал отчужденность между группами, практикуя запрет на межкастовые отношения, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая
Научные знания и технические изобретения. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.
Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: магнитный прибор, выполнявший функцию компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.
В Китае было организовано производство шелка. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. Шелковая ткань изготовливалась из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей.
Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.
Письменность и древнекитайская поэзия. Первым известным историком Китая был Сым Цянъ, автор «Ши цчи» («Исторических записок»). Огромный труд Сыма Цяня включает яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания.
Уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками.
На рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли и из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. — более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.
К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы — «Книга песен», содержащая более 300 народных песен, ритуальных гимнов и стихов, и «Книга перемен». Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого известного по имени китайского поэта Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV—III вв. до н.э.).
Зодчество и искусство. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.)
Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.
В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10 тыс. человек.
С утверждением на территории Китая буддизма появляются тенденции к монументализму, выразившиеся в огромных высеченных в скале изображениях Будды и в изящных каменных рельефах. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного.
Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени.
Во времена династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) произошел расцвет обработки металлов, керамики, скульптуры. Ко II тыс. относятся богатые захоронения, в которых содержатся изделия из бронзы и нефрита, украшенные резьбой в виде иероглифов и стилизованных фигур животных. Удивительные терракотовые фигуры в человеческий рост охраняют гробницу императора Ши Хуанди (221-206 до н.э.) в старой столице Сиане.
В VII—VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.
Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые — из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?
В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи, Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.
Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления — софисты (от греч. sophists — мудрец, учитель мудрости) учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.
Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению — вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологию), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения — считается, что он — автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах в начале врачебной практики.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа — Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429-348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон — автор философских диалогов на такие темы, как метафизика, этика и политика. В основе его учения — поиск единого и всеобщего многообразия явлений. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей.
Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности (трактаты «Государство» и «Законы»), Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Основой учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.
Ученика Платона — Аристотеля (384—322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени.
Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?
Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовали на духовную жизнь и культуру русского народа, но и неоднократно создавали и критические моменты в ее истории.
Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него — княгини Ольги, а еще ранее — киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.
Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Договор 911 г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках — греческом и славянском.
Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Послы были посланы в разные страны для выбора лучшей веры. И они, побывав на богослужении в Византии, были поражены пышностью и блеском православного богослужения, очаровало их и церковное пение. Оно произвело на них сильное впечатление. Поэтому они сказали, что лучшая вера – греческого православное христианство.
По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву1.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии.
Важным было также и то, что христианство придает особое значение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека. Телесный мир человека, оскверненный грехопадением, должен быть преображен индивидуальными усилиями личности. Учение о грехе и о спасении (греч. хамартиология) становится центром христианского богословия.
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?
Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.
Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая — дата из английской истории: в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата — начало Великой французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.
Сами современники называли XVIII столетие веком Просвещения, а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей. Европейское Просвещение — исторически конкретный комплекс идей, который привел к образованию определенной системы культуры. Просвещение означало глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромных масс людей. Просвещение понималось шире, нежели простое распространение знаний и образования, содержало в себе моральное и гражданское воспитание, а также утверждение «истинных» идей о мире, обществе и человеке.
В истории человечества XVIII век вообще занимает особое место. Во всех сферах жизни общества формируются новые социально-экономические отношения, и очень быстро, на протяжении жизни двух-трех поколений, существенно изменяется мировоззрение человека, возрастает его творческий потенциал. Наиболее важными моментами этой эпохи были: секуляризация (светскость) общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, возрастание интереса к научному и философскому знанию, бесконечная вера в преобразующие возможности образования. Название «Просвещение» возникло вследствие твердого убеждения просветителей во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни — и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено.
Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть «естественное равенство», а отсюда — политическая свобода и гражданское равенство.
Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?
Культурную ситуацию второй половины XX в. в России определяли кардинальные сдвиги в советской политической системе. С приходом в 1953г. к власти Н.С. Хрущева началась широкомасштабная либерализации во всех сферах общественной жизни. Перелом в культуре обозначился уже к началу 60-х годов и давал о себе знать вплоть до их окончания.
Процесс демократизации общественной жизни получил название «оттепель» по одноименной повести И.Г. Эренбурга. Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным переворотом. Во второй половине 60-х годов в развитых странах мира активизировалось молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому осмыслению и новому художественному прочтению подверглись исторические итоги XX столетия. В полную мощь зазвучал роковой для России вопрос «отцов и детей».
В советском обществе рубежом перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Процесс духовного обновления начался с обсуждения вопроса об ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции. В действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления и их противников.
Писательская среда также раскололась на демократический лагерь, представленный журналами «Юность» и «Новый мир», и консервативный во главе с журналами «Октябрь», «Нева», а также журналами «Наш современник» и «Молодая гвардия». Было реабилитировано творчество Ю.Н. Тынянова и М.А. Булгакова. В 1957 г. после почти двадцатилетнего перерыва была возобновлена постановка пьесы М.А. Булгакова «Бег», а в 1966 г. впервые был опубликован (хотя и с купюрами) роман «Мастер и Маргарита», написанный в 30-е годы. Возобновлено было также издание журнала «Иностранная литература», печатавшего на своих страницах популярные среди молодежи произведения Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.
В конце 50-х годов возникло новое явление в литературной жизни страны — самиздат. Такое название получили машинописные журналы творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. Первый такой журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной.
В годы «оттепели» появились высокохудожественные произведения литературы, проникнутые гражданственностью и заботой о судьбе социалистической Родины. Это поэмы А. Т. Твардовского «Теркин на том свете» и «За далью — даль», роман Т.Е. Николаевой «Битва в пути», повесть Э.Г. Казакевича «Синяя тетрадь», стихотворение Е.А. Евтушенко «Наследники Сталина». Сильная по трагедийному накалу повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принесла автору славу. На страницах журнала «Юность» родился новый литературный жанр «исповедальной литературы», которая описывала сомнения и метания молодого поколения.
Несмотря на все демократические нововведения, в области культуры сохранялось руководящее положение коммунистической идеологии. Глава партии Н.С. Хрущев открыто стремился привлечь художественную интеллигенцию на сторону партии, рассматривая ее в качестве «автоматчиков».
Традиция проработочных кампаний сохранилась. В 1957 г. публичному осуждению был подвергнут роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», открывший в литературе тему репрессий. В 1958 г. по стране прогремело «дело Пастернака». Пастернаку за роман «Доктор Живаго» была присуждена Нобелевская премия. Однако автора под угрозой выдворения из страны заставили отказаться от нее, а в стране начался шквал гонений на писателя.
Лично Н.С. Хрущев высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличались усложненной образностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, создателя фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего художественный фильм «Девять дней одного года». В декабре 1962 г. в ходе посещения выставки молодых художников на Манежной площади Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам». Контроль за деятельностью творческой интеллигенции осуществлялся и посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры.
Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья.
К возникновению русского Зарубежья привели гражданская война и революция, которые раскололи страну надвое.
Одна стала называться РСФСР, а другая, не признавшая советской власти, образовала русское Зарубежье и продолжала сохранять свое единство.
Другой причиной создания русского Зарубежья является главная цель эмигрантов – спасти, сохранить и приумножить русскую культуру.
Список литературы
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование, 2008.- 495с.
2. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 400с.
3. Гомбрих Э. История искусства. — М., 1998.
4. Кравченко А.И. Культурология.- М., 2005.
5. Морэ Э. Цари и боги Египта. — М., Алетейа, 1998.
6.Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. II. Т. 3 – 4. История России с древнейших времен / Отв. ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1998.
1 Ориньякская культура — культура периода позднего палеолита. Название получила по пещере Ориньяк (Франция). Характерны кремневые пластины с ретушью, изготавливались костяные наконечники копий. Главное занятие человека — охота.
1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие, Византия, Россия: Сборник статей. М.: Христианская литература, 1992. С. 37.