• Предмет: Философия:Философия
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2016
  • Страниц: 18

Политическая теория Платона

Содержание:

Введение

1. Концепция идеального политического устройства в диалоге «Государство»

    1. . Идеальное государство Платона

2. Вопросы государства и права в диалоге «Законы»

3. Заключение

Список литературы

Введение

Если взглянуть на политическую карту мира, то можно увидеть, что наша планета состоит из государств. На сегодняшнее время каждое государство старается быть идеальной. На протяжении многих веков политики пытались дать определение и растолковать что же такое идеальное государство.

Наше путешествие в прошлое, в историю политико-правовой мысли, невозможно представить себе без длительной «остановки» на территории Древней Греции. Ведь здесь зародилась наука о политике. Именно здесь появились реалистические концепции власти (в отличие от ее мифологических толкований), что, в свою очередь, побудило к возникновению нового общественно-государственного устройства, к утверждению демократического правления. Появление таковых новаций значительной мере обусловливалась спецификой общественно-политического строя в древней Греции.

Свое видение идеального государства выдвинул Платон. В противовес реалист Сократу, греческий мыслитель Платон (427-347 г.г. до н.э.. Развил в своей философии такую политическую надстройку, такой «идейный каземат» (в форме утопической концепции государственного правления), возникновение которого ознаменовало начальный движение политической теории в направлении, мягко говоря, далеком и от человеческой свободы, и от реально реализуемых возможностей государственной власти. Сказанное, конечно, не означает, что творческую идейно-политическое наследие Платона следует оценивать однозначно и то лишь сугубо плохо. Совсем нет. В ней содержится много значительных идей из области гносеологии (теории познания), искусства, сферы культуры и т.д.. И в теории политики он оставил для потомков щедрый урожай аналитического материала, осмысление которого в течение веков и тысячелетий не достаточно поучительное значение. Тем более в области государства и права, политики

1. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО»

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению его.

Учение Платона о государстве и праве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех мыслей, которые впоследствии легли в основание более знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот диалог принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей в максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно- политической жизни – в полисе. В «Государстве» Платон, создавая идеальное справедливое государство, исходит из соответствия между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. В человеческой душе – разумному, яростному и вожделеющему — аналогичны три основных начала государства – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия – правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Справедливость состоит в том, что каждый должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы и не вмешиваться в чужие. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, так как нарушается соответствующая иерархическая соподчинённость этих начал во имя целого. Вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению среди населения идеального государства “благородного вымысла” о том, что хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в землевладельцев и ремесленников – железа и меди. Государство погибнет, если его будет охранять железный или медный страж.

Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. “Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол”1. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «…правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». По Платону политический руководитель таков, что его «страстно влечёт к познанию», он «стремится ко всему бытию в целом». Власть философов в государстве не подвержена каким–либо ограничениям или контролю. Они не должны стесняться писаными законами и в каждом отдельном случае руководствуются своим непосредственным усмотрением.

В основе государства должны лежать разделение и кооперация труда. По мнению Платона, «государство … возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается ещё во многом». Для удовлетворения этих нужд люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это общежитие и есть государство.

Женщины и мужчины в «Государстве» Платона уравнены в их правах и возможностях. Платон полагал, что «одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола». Не пол, а способности, как и у мужчин, определяет социально-психологическое место женщины в структуре общественной жизни. Между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к политике.

1.1. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ПЛАТОНА.

Платон — виртуозный древнегреческий КОНСТРУКТОРА базовых идей будущего тоталитаризма. В противовес реалист Сократу, греческий мыслитель Платон (427-347 pp К н.э.. Развил в своей философии такую политическую надстройку, такой «идейный каземат» (в форме утопической концепции государственного правления), возникновение которого ознаменовало начальный движение политической теории в направлении, мягко говоря, далеком и от человеческой свободы, и от реально реализуемых возможностей государственной власти. Сказанное, конечно, не означает, что творческую идейно-политическое наследие Платона следует оценивать однозначно и то лишь сугубо плохо. Совсем нет. В ней содержится много значительных идей из области гносеологии (теории познания), искусства, сферы культуры и т.д.. И в теории политики он оставил для потомков щедрый урожай аналитического материала, осмысление которого в течение веков и тысячелетий не достаточно поучительное значение. Тем более в области государства и права, политики.

Не случайно двумя крупнейшими произведениями Платона стали книги, названия которых говорят сами за себя — «Государство» и «Законы». Политико-правовая тема исследуется и в других многочисленных платоновских диалогах, таковых, как «Апология Сократа», «Политик», «Критий», «Протагор» и другие-всех этих трудов их автор предстает перед нами как великий философ государства, права и политики . К его положительным политико-правовых достижений следует отнести: Характеристику тогдашних (полисных) форм государства, их развернутый анализ и классификацию; высокое поцинування Платоном роли политических знаний в государственном правлении; похвала умеренности и среднем достатке граждан; развенчание хищнической природы мижполисных войн, их агрессивной направленности и т.п.. К этому ряду относится Платонова полемика с софистами, развенчание ним спекулятивных толкований государственного правления, политических софизмов.

Продолжая сократовские традиции, Платон относился к демократии, к «принципа жеребьевки» подозрительно, он остро осуждал «власть толпы». Согласно его мнению, народ, рвется в политику, непременно блуждать там во тьме псевдоидей. Это всегда приводит к сплошной потери моральных ориентиров, к пагубной переоценки ценностей«Невежество толпа называет образованностью, разнузданность — свободою, распутство — прекрасным благодеянием, бесстыдство — мужеством» («Государство», 561). Софисты же, лукавые демагоги, потакая капризам толпы, усиливают эти Ганджи, одновременно превращая его в «огромного и мощно зверя» («Государство», 493 в). Вообще же для людей, живущих в условиях порочного государственного строя, становится характерным ошибочный выбор ценностей, ненасытное стремление к псевдоблаженства: в полисах, где установилась тимократия (власть честолюбцев), это проявляется в неудержимой страсти к военным успехам, в олигархии-к богатству, в демократии-в безграничной свободы. Именно это, по Платону, губит данный строй. Таковым образом, каждая отрицательная форма государства гибнет за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, за злоупотребления этим принципом.

Особенно удачно в Платоновых текстах объяснения обстоятельств возникновения тирании, ее критика. Как следует из соображений мыслителя, тирания является завершающей формой, конечной стадией падения «пьяной демократии», т.е. такового демократического устройства при котором люди, которые его установили, «опьянели от свободы». С такой rope-демократии и вырастает тирания — чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тиран, пишет Платон добивается власти как «выдвиженец народа» («Государство», 565 я. Тирания — худший тип государственного правления, где царит буйное беззаконие, становятся нормой убийства умных людей, тех, кто заявляет о себе как потенциальный противник режима, где насаждается непрерывное и жестокое насилие. Тирания — сфера худшего правителя, окруженного толпой мерзавцев. Подытоживая эту часть изложения, подчеркнем, что развенчание Платоном злодеяний тирании, которое дано в бессмертной восьмой книге «Государства», считается одним из лучших и наиболее выразительных образцов критики тиранического правления во всей мировой литературе!

«Тиранию вырастают из демократии, иначе говоря, с крайней свободы возникает больше и жестоким рабство.» Платон

Главной причиной упадка государства Платон считал «коррозию» человеческой морали. Тиранических строй, заявлял философ, появляется в тех полисах, где она крайне испорчено. Эти и другие платоновские идеи занимают ведущее место в античной идейно-политической наследстве.

И все же общая концепция политического учения Платона принесла ему весьма печальную славу. С определенных позиций можно говорить даже о большой интеллектуальной трагедию Платона как политического мыслителя. Недаром с первых десятилетий XX века политическая концепция Платона стала рассматриваться рядом выдающихся специалистов-державознавцев, мыслителей — П. Новгородцев, К. Поппером и др. — Как идейная предшественница казарменно-тоталитарного режима.

Дело в том, что в этой концепции ведущее место принадлежит проекта (утопии) идеального государства, который был сконструирован самим Платоном. Создав нормативную идеальную модель «абсолютно совершенной государства» (в книге «Государство» это был аристократический строй, а в «Законах» — соединение воедино два начала: Монархию и демократию), он стремился превратить эту теоретическую конструкцию в базу для осуществления «единственно правильной» политики. ‘ Какими же были компоненты этой модели?

1. В идеальном государстве Платона политическая власть первичная в существующих в обществе правовых отношениях.. Власть государства должна, по сути, божественный, а потому всеобъемлющий характер. В ней законы, нормы, правила жизни людей предоставляются сверху, постигаются как божественный дар — исключительно мудрыми философами («с тонкой душой»), которые, согласно Платону, должны быть одновременно и государственными правителями. Высшим органом власти в Платоновском проекте есть чрезвычайный орган — так называемые «Ночные Собрание» с 10-ти самых мудрых и уважаемых возрасте стражей. Они причастны к космическим и политических знаний.

2. Платон тщательно выстраивает в своей утопии разветвленную систему подчинения всех членов общества заданному закону государственного правления. ОН неудержимое регламентатор: В своих произведениях Платон настолько упорядочивает человеческую жизнь, обязывающий «служителей закона» брать под свой контроль даже бытовые мелочи, такие, например, как распорядок дня и ночи (скажем, домохозяек, по его убеждению, следует поднимать ночью и обязывать их выполнять различные кухонные дела и т.п.). Государственная власть должна разделять все население на группы и разные (привилегированные и бесправные) слои, она держится на вооруженной силе.

3. Платон устанавливает в идеальном государстве строгость цензуры над мыслями людей. Свою философию он провозглашает единственно истинной, единственно спасительной ей, а не любой другой философии, должны учиться будущие граждане, она должна лежать в основе государственного строя, как откровение с неба, как абсолютная и полная истина. Следовательно, все другие системы обречены на запреты и наказания независимый поиск истины, таковым образом, прекращается.

4. Нетерпимость возводится в принцип. Платонова государство служит повсеместному внедрению этого принципа в жизнь, опираясь на силу закона и принуждение. По разномыслие и другие непослушание предусматриваются жестокие наказания: смертная казнь, избиения, разного рода унижения, клеймение и т.д. Не правда ли, жутким холодом веет от всей этой идейной сооружения древнегреческого архитектора человеческого счастья?

5. Это ощущение только усиливается, если, читая платоновские труда, выясняем, что в этом идеальном общественном устройстве личной жизни граждан — и в раннем детстве, и в юности, и в зрелом и пожилом возрасте — находится под неослабевающим наблюдением государства. Последнее контролирует и направляет их помыслы и действия, линию поведения индивида, словом, превращает его в служебное лицо целого, он, по сути, полностью теряет мировоззренческую и всякую другую автономию.

6. Весь образ жизни людей определяется государственными законами — таковым представляет себе автор «Государства» и «Законов» идеальное человеческое сожительства. Но как этого достичь? Философ предлагает вот мера: чтобы сделать граждан преданными государству, необходимо отнять у них все свое, все, что находится в частном обороте, и сделать его общим. В этом — кульминация коммунизма Платона.

Иначе говоря, Платон считает необходимым уничтожить частную собственность с тем, чтобы ради достижения блаженного состояния человеческого общежития, обобществить II, передать в полное и бессрочную государственную собственность. Как видим, даже великий ум не застрахован от трагических (особенно если они упорно переносятся в политическую сферу общественной жизни!) Интеллектуальных ошибок. Кто сегодня станет отрицать, что сама история, весь многовековой опыт человечества вынесли справедливое и, кажется, окончательный приговор этой древней политической идеи? Кто не знает теперь, к чему ведет на практике сплошное уничтожение частной собственности? Типичных, что Платон был настолько одержимым идеей обобществления человеческой жизни и профессий, своими идеальными законами запрещал жителям полиса заниматься несколькими ремеслами: за нарушение и здесь предполагалось жестокое наказание.

Все компоненты платоновской модели идеального государства, прежде названные выше, дали толчок развитию идей, в разные исторические периоды и в разных странах тысячелетиями отравляли человеческое сознание, логика коммунистического мировоззрения калечила политический кругозор государственных деятелей. Философские основы знатного античного автора, с веками набрав «многоцветной» концептуального окраски, будоражили низменные человеческие порывы. И сливались воедино опасные политические устремления благородных простаков и политических фанатиков, революционных авантюристов и уголовных преступников! Пока не возник преступно-террористический государственный строй, который в XX веке окрестили тоталитарным режимом («закрытым обществом»).

В чем же принципиальное родство платонизма с тоталитаризмом? Поскольку конечное состояние исторического развития человеческого общества представляется известным, общество должно быть экономически, политически и идеологически организовано таковым образом, чтобы очень облегчить достижение этого состояния. При этом все (свобода, достоинство личности) приносится в жертву утопическом будущем. Создается такой тип общественного устройства, если государство присваивает себе функции управления не только в политической, но и в экономической и духовной сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной на идеальное будущее, идеологии.

Общность, равенство и коллективизм — основные принципы человеческого общежития в платоновский утопии. По такой же, или почти по такой, схемой утверждались все тоталитарные режимы XX века.

Конечно, Древняя Греция не знала таковых современных понятий, как «открытое общество», «закрытое общество», «тоталитарный режим». Но взглянуть в далекое прошлое сквозь призму самих этих категорий очень справедливо. Во-первых, потому, что речь идет об одном и том же общественное явление, которое было и есть в центре политики, общественно-политической жизни как античности, так и современности, — о человеческой свободе. Заметим, что сам Платон, воспитанный на греческой свободе, властно накладывает на нее руку, предложив грекам строго-деспотический идеал государственного устройства. В этой парадоксальной обстоятельству заключается одна из духовных противоречий сильных натур — требуя свободы для себя, они не признают свободы для других. Такие натуры очень опасны тем, что их зачастую привлекает именно сфера политики. Так было во все времена, так и сегодня.

Интересный факт. Платон, как выясняется, не ограничивался чисто философскими рассуждениями о идеального государства. Он решил совершить «божественный замысел» на практике — надумал реализовать план всеобъемлющей перестройки общественной жизни в одном из полисов. С этим философ и приехал в Сиракузы. Местного тирана этот план, похоже, изрядно заинтересовал. Оба они уже вот-вот начать построение «идеальной» государства … Но приемлемым был этот план-проект для самих сиракузцев, которые узнали о приезде Платона и его цель? Могло им, скажем, понравиться то, что в начале воплощения в жизнь Платоновой проекта предполагалось предварительно очистить государство от «неподходящих» людей, потеряв или изгнав их? Не трудно догадаться, Какое впечатление на греков мог произвести Платонов замысел.

Но сиракузци не растерялись. Накануне того, как этот эксперимент должен был начаться, они дружно … Осуществили дворцовый переворот! Власть захватил брат тирана, который уже совсем иначе отнесся к этому политическому проекту, к его автора. Платона было продано в рабство на один из средиземноморских островов. И только волшебство спасло философа: на невольничьем рынке неудачника случайно увидел один из его давних приятелей. Наконец, друзья Платона выкупили его из рабства, помог таковым образом вернуться rope-политику к философским занятиям. Как видим, вопрос политической свободы и рабства Платон узнавал и теоретически, и на практике. Хотя в древнегреческом языке эти категории, разумеется, сказывались другими словами.

Во-вторых, употребляя в ходе обобщений современную терминологию, мы можем лучше понять и активизировать пожизненную политическую деле — государство и общечеловеческое благо. Платон-теоретик в уродливого преувеличивал возможности государства в развитии общества, сводил их в абсолют. В этом тоже была его интеллектуальная драма. Знакомясь со следующими темами, мы поймем, почему деяния политиков, направленные на создание с помощью государства «рая на Земле», возводили общество к всеиспопеляющей деспотии.

2. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ «ЗАКОНЫ»

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. В нём он изложил второй проект наилучшего государственного устройства, приближая его к действительности греческих полисов. «Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.

«Законы» — детище уже умудренного жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней человека. Они представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

«Законы» обширны и охватывают самые разнообразные проявления человеческого общежития. Здесь Платон, как бы разочаровавшись в практическом осуществлении своего идеала, изображенного в «Государстве», отступает в некоторых положениях и требованиях.

Количество «народонаселения» в государстве должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального функционирования города. Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства. Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства и делится на равные по плодородию участки.

В «Законах» он выступает за потребительское равенство всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества»

Политическим правами обладают только граждане, основным делом которых является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане являются равноправными, но принципы равенства трактуется Платоном аристократически. Полноправные граждане не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами. Лица, занятые физическим трудом, исключаются из числа граждан. Ремесла совершенно воспрещаются не только гражданам, но даже их слугам. Граждане должны посвящать себя государственной жизни. Ремесленники сохраняют личную свободу, но прав гражданства не имеют; правительство распределяет их по стране в соответствии с потребностями в их труде. Земледельческий труд осуществляется рабами. Таким образом, граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.

Платон подробно описывает организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми методами. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся одним из главных во всей его системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон — основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан, он все-таки высшей целью имеет благо государства. Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона. В противном случае государство гибнет. Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон должен быть полезным, прежде всего для государства, то есть соблюдать интересы всех граждан, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям.

Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

Платон различает правильные и неправильные законы. Правильными он считает лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. Остальные законы, не удовлетворяющие этому требованию, — неправильные. В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение.

«Законы» являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения.

Хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. Несмотря на то, что он хотел представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели.

Заключение.

Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государств. Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость или самодостаточность.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого»2. Нельзя не признать, что Платон — великое явление, как деятель — философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей человечества3.

Общность, равенство и коллективизм — основные принципы человеческого общежития в платоновский утопии. По такой же, или почти по такой, схемой утверждались все тоталитарные режимы XX века.

Конечно, Древняя Греция не знала таковых современных понятий, как «открытое общество», «закрытое общество», «тоталитарный режим». Но взглянуть в далекое прошлое сквозь призму самих этих категорий очень справедливо. Во-первых, потому, что речь идет об одном и том же общественное явление, которое было и есть в центре политики, общественно-политической жизни как античности, так и современности, — о человеческой свободе. Заметим, что сам Платон, воспитанный на греческой свободе, властно накладывает на нее руку, предложив грекам строго-деспотический идеал государственного устройства. В этой парадоксальной обстоятельству заключается одна из духовных противоречий сильных натур — требуя свободы для себя, они не признают свободы для других. Такие натуры очень опасны тем, что их зачастую привлекает именно сфера политики. Так было во все времена, так и сегодня.

Список литературы:

  1. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220с.

  2. Вебер М. Избранные произведения. -М, 2000.

  3. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике. – Красноярск, 1998. — 377с.

  4. История политических и правовых учений. / Под. ред. В.С. Нерсесянца. — М.:НОРМА, 2001. — 736с.

  5. История политических и правовых учений. / Под. ред. О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. — 688с.

  6. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. — 350с.

  7. Платон «Государство», книги 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

  8. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.

  9. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 2. — 620 с.

  10. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — 210 с.

1 Платон. Государство // соч. в 3 Т. – М.: 1971. – Т. 3 – С. 275.

2 Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. — С. 164

3 Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — С. 5.