• Предмет: Культурология:Культурология
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2016
  • Страниц: 16

Определения понятий. Вероучения: Иудаизм, православие, католицизм, протестантизм

Содержание

Задание 1. Культурогенез. Дайте развернутые определения. Укажите источники своего знания 3

Задание 2. Импрессионизм и постимпрессионизм. Укажите время, место и причины их возникновения, характерные признаки, области проявления 4

Задание 3. Политеизм. Дайте его развернутое определение. Укажите источники своего знания 10

Задание 4. Иудаизм. Дайте описание религии: время, место и причины возникновения, особенности символа веры и вероисповедания, регионы распространения 11

Задание 5. Сравните вероучительные, организационные и обрядовые особенности христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм) 14

Задание 1. Культурогенез

Дайте развернутые определения. Укажите источники своего знания.

Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процессе уультурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.

Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций.

Литература: Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.— 496 с.

Задание 2. Импрессионизм и постимпрессионизм

Укажите время, место и причины их возникновения, характерные признаки, области проявления (архитектура, живопись, скульптура, литература, театр, музыка и т.п.). Не забудьте привести примеры произведений искусства и их авторов. Завершите задание списком литературы, которую использовали.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм (термин происходит от французского слова, означающего «впечатление») зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

В 70—80-х гг. 19в. сформировался импрессионизм во французской пейзажной живописи. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

Художники-импрессионисты совершили величайший переворот в живописи. Они работали, не согласуясь с правилами и принципами академической школы. В отличие от академистов, создававших произведения на библейские, исторические и мифологические мотивы, импрессионисты стремились отобразить реальную жизнь, показать бытовые сценки. Они вышли писать свои полотна на пленэр, т.е. на открытый воздух. Эти художники применяли преимущественно яркие краски, при этом основное внимание уделяли игре цветовых оттенков, а не четкой прорисовке фигур и деталей. Импрессионистов отличает живое видение натуры. Как известно, один и тот же предмет может вызвать различные впечатления в зависимости от освещения, времени года, погоды и даже настроения. Для импрессионистов были важны передача ускользающих мгновений, выделение случайных деталей, постоянное открытие нового.

Новым в искусстве импрессионизма стали техника мазка, передача впечатления от света и цвета натуры. Художники наносили на полотно чистые краски, не смешивая их на палитре, поэтому картины поражали своей многоцветностью и при разглядывании издали как бы оживали. Например, при ближайшем рассмотрении «Белых кувшинок» (1899) К. Моне хорошо видно, что они написаны густо-розовыми, голубыми и даже терракотовыми оттенками. Яркие краски передают не только белизну кувшинок, но и, как кажется, даже их запах. Зритель сам словно присутствует среди них. Этот эффект — величайшее достижение искусства импрессионизма.

Признанным лидером среди художников-импрессионистов был Клод Моне (1840- 1926). Уже в ранней работе «Дама в саду» он использовал чистые, сверкающие краски. Природа у К. Моне не величественна, а естественна. К. Моне разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. В серии картин «Стога сена» (1891), «Руанский собор» (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм. Одно из лучших произведений К. Моне — знаменитый «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный проезд в Париже» (1898).

Эдгар Дега (1834-1917), прекрасно изучивший выразительные возможности жеста, любил рисовать танцовщиц («Танцевальный класс», «Танцовщица на сцене», «Танцовщицы на репетиции») и скачки («Скаковые лошади перед трибуной», «На скачках», «Жокеи перед скачками»).

Его творческому почерку свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы.

Огюста Ренуара (1841 — 1919) считают импрессионистом, но его творчество не ограничивалось рамками этого направления. По технике живописи Ренуар действительно был близок К. Моне, однако его взгляды отличались от эстетики импрессионизма, и он никогда не причислял себя к импрессионистам, хотя в их выставках участвовал. Ренуар писал то, что ему было близко (танцующих модисток, завтракающих лодочников и т.п.), а в импрессионистический период — сцены из жизни парижских предместий, ресторанов и общественные балы («Мулен де ла Галет», «Качели», «Ложа» и др.). В этих, казалось бы, мимолетных впечатлениях художник увидел праздник быстротекущей жизни и сияющую радость ее счастливых мгновений.

Для О. Ренуара было увлекательной задачей изобразить своих современников, особенно волновали художника женские образы — соблазнительное обаяние юных парижанок, жемчужная теплота обнаженного женского тела («Нагая женщина, сидящая на кушетке», 1876). Очаровательны портреты детей кисти Ренуара («Девочка с лейкой», 1876; «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).

Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора — Огюста Родена (1840—1917), творчество которого относят к импрессионизму. Огюст Роден прославился умением воплощать в скульптуре яркие эмоциональные состояния, внезапные порывы души. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности. Есть много общего в скульптуре Родена и живописи Дега: та же мягкость светотени, та же незавершенность жеста.

Роден в 1880 году приступил к работе над «Вратами ада» для Музея декоративного искусства в Париже. Центральная фигура композиции — самое известное творение французского мастера — «Мыслитель». Статуя «Мыслителя» явилась олицетворением мучительного процесса поиска ответов на извечные вопросы о смысле бытия, стоящие перед человечеством.

Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве. Среди многочисленных его последователей — американец Д. Уистлер, немцы М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, итальянец Дж. Сегантини, русские живописцы К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Присущий импрессионизму интерес к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и скульпторы — О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкой и А. С. Голубкина в России.

Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникло течение, получившее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — художественное течение, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». При общих чертах творчество художников этого направления значительно отличается друг от друга. В этом отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры.

Мир, природа, человек утверждаются Сезанном во всей цельности и материальности (по терминологии самого художника, это «реализация натуры»). Он стремился исследовать пространство и форму, создать устойчивую композицию. Художник пишет портреты родных («Мадам Сезанн в красном кресле»), друзей и множество автопортретов, портреты-типы («Курильщик», 1895 — 1900),(Портрет А. Воллара, 1899), пейзажи («Берега Марны», 1888), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов», 1888-1890), сюжетные картины («Игроки в карты», 1890- 1892), (Пьеро и Арлекин, (1888). На своих полотнах он создает мир, полный созерцательности, задумчивости и сосредоточенности. Излюбленный прием Сезанна — совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета — зеленый, голубой и желтый.

Поль Гоген (1848—1903) — один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн». Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам настроение торжественного покоя. Его интересуют не столько описательные возможности цвета, сколько его эмоциональное значение. Композиции Гогена носят орнаментальный характер; Гоген — автор таких картин, как «Брод» (1901), «Л, ты ревнуешь?» (1892). На Таити он написал один из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Постимпрессионистом называют и Винсента Ван Гога (1853-1890) — художника, воплотившего смятенный дух человека. Его работы имеют определенные черты старой голландской традиции («Едоки картофеля», 1885). Когда через брата Тео, служившего в частной картинной галерее, Ван Гог сблизился с импрессионистами, его техника стала более свободной, смелой, палитра высветлилась («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Ван Гог повышенно эмоционально изображает не только людей, но и пейзаж и предметный мир. Свойственная художнику особая острота восприятия сообщает его произведениям сложное переплетение как будто взаимоисключающих настроений: восторга перед миром и пронзительного чувства одиночества, щемящей тоски, постоянного беспокойства. Даже обычные дома или комнаты («Хижины», 1888; «Спальня», 1888) приобретают у Ван Гога подлинный драматизм. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает экспрессии, нанося краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в уже упоминаемых «Хижинах». Ощущение напряженности создается с помощью цветовых контрастов и мазков, идущих в разных направлениях.

Сезанн, Ван-Гог, Гоген имели огромное влияние на развитие художественной культуры Новейшего времени.

Литература:

1. История искусств. Режим доступа: http://iskusstvu.ru/

2. Импрессионизм, постимпрессионизм. Режим доступа: http://www.la-fa.ru/

3. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с

Задание 3. Политеизм

Дайте его развернутое определение. Укажите источники своего знания.

Политеизм (от поли… и греч. theós — бог), многобожие, почитание многих богов. Политеизм возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма — почитания разрозненных духов родоплеменных религий, как отражение в идеологии социального расслоения, а также как усложнение религиозных фантазии. В политеизме сверхъестественный мир представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. Политеизм не исключает признания богов других народов.

В ритуале политеизма главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Таковы были религии древних египтян, греков, римлян и др. народов древности, а также современной Индии, Японии и тропической Африки. Многие представления и ритуалы политеизма сохраняются во всех «единобожных» религиях — вера в «святую троицу» (бог-отец, бог-сын и святой дух), почитание пророков, культ богоматери и святых.

Литература: Донини А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., 2 изд.- М.: БСЭ, 1966.

Задание 4. Иудаизм

Дайте описание религии: время, место и причины возникновения, особенности символа веры и вероисповедания, регионы распространения. Особое внимание уделите роли религии в формировании культуры соответствующего региона. Укажите источники своего знания.

Иудаизм является религиозной традицией еврейского наро­да. Термин «иудаизм» восходит к имени Иуды — родоначальника самого многочисленного из древнееврейских племен. Потомки Иуды основали царскую династию в древнем Израильском царс­тве. Иудаизм представляет собой одну из древних национально-го­сударственных религий, сохранившуюся до наших дней.

Периоды истории иудаизма. История иудейской традиции начинается во 2 тысячелетии до н. э.% когда семитские кочевые племена заселили Ханаан (сов­ременная Палестина). После завершения расселения еврейских племен было образовано Израильско-Иудейское царство. Около 945 г. до н.э. израильский царь Соломон построил знаменитый Иерусалимский храм для поклонения Яхве. В 587—586 гг. до н. э. Израиль был захвачен вавилонским царем Навуходоносо­ром II, Иерусалимский храм был разрушен, большинство иуде­ев уведено в плен. После падения вавилонской державы в кон­це 6 в. до н.э. евреям было разрешено возвратиться на родину и восстановить храм в Иерусалиме. В дальнейшем Палестина была завоевана Римом. С 1 в. н.э. еврея расселяются по всему миру, начинается период диаспоры. В средневековый период в Западной Европе возникло учение Каббалы. Основное каб­балистическое произведение Эогар («Сияние») было написано в 13 в. Согласно Каббале приблизиться к Богу можно только через овладение тайным знанием о Его имени.

Священное писание иудаизма. Священное писание иудеев именуется ТАНАХ, тексты кото­рого принято разделять на три части: 1. Тора («Закон», «Учение») включает пять книг Моисея (Пятикнижие). Автором Горы считается пророк Моисей, вы­ведший еврейский народ из египетского плена в Ханаан. 2. Книги, именуемые Пророки (Небиим), содержат запись пророческих видений, в которых бог Яхве открывал свою волю. 3. В группу книг Писания (Ктувим) вошли исторические и поэтические произведения, предназначенные для публичного чтения во время больших религиозных праздников. К наиболее известным текстам этой группы относятся Песнь песней, Экклесиаст. Псалтырь.

Канонический вариант ТАНАХа — так называемая масоретская Библия (от масора — традиция) — был одобрен Сове­том высшего еврейского духовенства (Синедрионом) в 70-х гг.I в. н. э. Чтение ТАНАХа — основа синагогального богослужения. Несколько раз в неделю читаются отрывки из Торы. По суббо­там дополнительно читаются фрагменты пророческих книг.

Талмуд («изучение») представляет собой религиозный, мо­ральный, бытовой и законодательный комментарий к текстам Торы. В отличие от «писаного закона». Талмуд называют уст­ным законом.

Заповеди. Завет (союз, договор) Бога с избранным народом включает как центральные следующие положения:

1. Яхве — единственный Бог, творец мира и судьбы каждого человека.

2. Еврейский народ является богоизбранным и будет нахо­диться под особым заступничеством Бога до тех пор пока бу­дет поклоняться Ему и придерживаться данных Богом законов.

Нравственную основу ТАНАХа составляет Декалог (« 10 за­поведей»), переданный еврейскому народу через Моисея на горю Синай. Декалог включает следующие заповеди: 1) почи­тать единого Бога; 2) не создавать себе кумира объект для поклонения; 3) не называть имени Бога без необходимости; 4) почитать субботу как день, посвященный Богу; 5) почитать родителей; 6) не убивать; 7) не прелюбодействовать; 8) не во­ровать; 9) не лжесвидетельствовать; 10) не желать ничего, что принадлежит ближнему.

Кроме основных заповедей, жизнь верующего еврея под­чинена многочисленным запретам и религиозно-обрядовым предписаниям. Среди религиозных обрядов наибольшее зна­чение придается обрезанию и достижению совершеннолетия. Обрезание мальчиков производится на восьмой день после рож­дения.

Направления иудаизма. В иудаизме существуют различные направления. К ортодок­сальному направлению принадлежат хасиды, скрупулезно хра­нящие закон. Хасидское течение оформилось в середине 18 в. среди евреев Украины. Основатель хасидизма — Израиль Бешт. По учению хасидов, мистическое общение с Богом и чудотворение доступно особым праведникам — цадикам.

Реформированный иудаизм представляет собой разно­образные религиозно-политические направления, возникшие в середине 19 в. среди евреев Западной Европы и США, вы­ступающие за упрощение или отмену архаичных предписаний иудаизма.

Консервативный иудаизм представляет собой про­межуточное звено между ортодоксальным и реформированным направлениями. С начала 20 в. большое влияние приобретает концепция сионизма, в основе которой лежит идея создания еврейского государства.

Литература: Языкович. Религиоведение.- Минск: ТетраСинтез, 2010.- 112с.

Задание 5

Сравните вероучительные, организационные и обрядовые особенности христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм) по нижеприведенным вопросам (оформить в виде таблицы). Не забудьте указать изученную по этому вопросу литературу.

1. Время образования

2. Внутренняя организация и глава церкви

3. Монашество

4. Отношение к браку духовенства

5. Высший авторитет в делах веры

6. Догмат о происхождении духа святого

7. Учение о Деве Марии

8. Учение о чистилище

9. Таинства

10. Особенности богослужения, почитания предметов культа и святых

11. Основные праздники и обряды.

Сравнение вероучительных, организационных и обрядовых особенностей христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм) представлено в таблице.

Сравнение вероучительных, организационных и обрядовых особенностей христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм)

Вопросы

Католицизм

Православие

Протестантизм

Время образования.

Сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи.

Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II—III веках н. э.

Появление протестантизма связано с Реформацией — мощным антикатолическим движением в XVI веке в Европе.

В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных.

Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин «Протестантизм».

Внутренняя организация и глава церкви.

Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов.

Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы.

Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря).

В России насчитывается несколько различных Православных Церквей.

Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество.

В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация.

Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу.

Союзы общин решают только организационные вопросы.

Продолжение таблицы

Вопросы

Католицизм

Православие

Протестантизм

Монашество.

Существует монашество, которое с 11-го — 12-го вв. стало оформляться в ордена.

Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)

Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии.

Протестанты отвергают монашество.

Отношение к браку у духовенства.

Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью.

Белое духовенство имеет право вступать в брак 1 раз в жизни; чёрное духовенство — монахи — принимают обет безбрачия

Брак или безбрачие — дело личного выбора

Высший авторитет в делах веры.

Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы).

Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания, католики считают соборы своей Церкви Вселенскими.

Высшие авторитеты — священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви;

Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м — 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божьей.

Высшим авторитетом является Библия, существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии.

В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»).

Догмат о происхождении духа святого.

Считается, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына (лат. filiogue — «и от сына»). Католикам восточного обряда разрешается иметь другое мнение по этому вопросу.

Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Конфессия, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.

Продолжение таблицы

Вопросы

Католицизм

Православие

Протестантизм

Учение о Деве Марии.

Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Существуют молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божьей, Заступницы.

Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет.

Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются. Культа ее нет.

Учение о чистилище.

Существует вера в частный суд над умершим предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище — преддверии рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий.

Существует учение о «мытарствах» («частный суд») — об испытаниях души умершего после смерти.

Отвергается учение о чистилищах и «мытарствах».

Таинства

Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; через окропление и обливание), миропомазание (совершается в сознательном возрасте со знанием основ веры), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших.

Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения), миропомазание (совершается сразу же после крещения), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших.

Разнообразные отношения к таинствам. В большинстве направлений признают два из них — причащение и крещение (в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры); несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.

Особенности богослужения, почитание предметов культа и святых.

Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. Богослужение на национальных языках, а также на латинском. Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Главным богослужением является литургия по восточному обряду. В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Разнообразные формы богослужения. Богослужение на национальных языках.

Иконы не почитаются.

В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, — православные иконы.

Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.

Продолжение таблицы

Вопросы

Католицизм

Православие

Протестантизм

Основные праздники и обряды.

Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста).

Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время.

Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество».

Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

В исторических формах латинского обряда и иных западных и восточных обрядах нет ничего противного православию.

Важнейшее общественное богослужение в православии — Божественная литургия (в России также называемая «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии — важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима.

Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников (Рождество Пресвятой Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Крещение Господне

Сретение Господне

Благовещение Пресвятой Богородицы

Вход Господень в Иерусалим

Вознесение Господне

День Святой Троицы

Преображение Господне

Успение Богородицы

День Святого Духа).

Празднуют наравне со всеми Рождество и Пасху, т. к отвергают почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Литература:

1. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.— 240с.

2. Языкович. Религиоведение.- Минск: ТетраСинтез, 2010.- 112с.