• Предмет: История:История
  • Вид работы: Контрольная
  • Год написания: 2013
  • Страниц: 16

Государственный строй России в начале XX века

 

 

План:

 

  1. Государственный строй России в начале XX века………………..3
  2. Культура, духовная жизнь общества в 20-7 – 30-е годы…………7
  3. Карибский кризис 1962 года и его последствия…………………11

Список используемой литературы………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный строй России в начале XX века

В начале XX века в России сохранялось сложившееся ранее деление обще­ства на сословные группы, чему в немалой степени способствовала госу­дарственная политика, препятствовавшая размыванию сословных границ. Закон разделял население Российской империи на 3 большие группы: при­родных обывателей (коренных граждан), инородцев (кочевые и другие або­ригенные группы) и иностранцев. Природные обыватели или подданные Российской короны, в свою очередь, делились на 4 сословия: дворян, духо­венство, городских и сельских обывателей.

Сословия обладали как общими, так и особенными правами и преимуще­ствами. Дворянство по-прежнему имело право на особые титулы, родо­словные книги, гербы, особые формы землевладения (майоратные, запо­ведные земли), оставалось собственником земли, хотя уже не единствен­ным. Экономический вес дворянского землевладения падал, ибо часть дворян, не умевших выживать в новых рыночных условиях, разорялась, закладывала свои имения или продавала их в руки разбогатевших кресть­ян и буржуа. В начале XX в. примерно 3/4 всей пашни (без лесов, водных массивов и неудобий) принадлежали крестьянам, и лишь 1/4 – всем ос­тальным сословиям (в первую очередь – дворянству).

Сокращалась доля дворянства, вытесняемого разночинцами, и в госу­дарственном аппарате, хотя в этой сфере роль его вплоть до революции 1917 г. оставалась ещe значительной. Дворяне занимали ведущие позиции в развитии духовного потенциала России, их вклад в «золотой век» рус­ской культуры невозможно переоценить.

Всего к началу XX в. в России насчитывалось 1 миллион 800 тысяч по­томственных и личных дворян (вместе с членами семей), что составляло около 1,5 % населения. Около 2 тысяч дворян влились в начале XX в. в состав крупных предпринимателей России.

Небывалый подъeм экономики, который Россия пережила в конце XIX в., вызвал к жизни новые слои населения, которые меняют привычную картину сословий. Появляется предпринимательский слой, собственная буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой постоянно растут. Былое деление купечества на гильдии, с разными для каждой правами, уходит в прошлое, и принадлежность к буржуа опреде­ляется теперь выдаваемыми ежегодно властями «промысловыми свиде­тельствами»? где указывается сумма капитала, в рамках которого про­водится предпринимательство и наступает имущественная ответствен­ность. Остается шаг до окончательного уравнивания предпринимателей и купечества, как и уравнивания прав всех сословии. И этот шаг Россия де­лает в 1905 г.

Русские предприниматели заявляют о себе присоединением к либе­ральному движению, формируется оппозиция правительству, которая требует участия в управлении государством.

Другая новая социальная прослойка, которая формируется в России в указанное время, – это промышленный пролетариат. Численность рабо­чих, занятых в промышленности, торговле, на заработках в различных отраслях сельского хозяйства составляла около 9 миллионов человек, из них рабочими в строгом смысле слова являлись около 3 миллионов. Рус­ские рабочие в большинстве своем оставались в это время рабочими с на­делом. Как бывшие крестьяне они ещe надеялись восстановить свою, все более слабевшую связь с деревней. Но деревня все же выплеснула в город на рубеже веков огромную массу лишних рабочих рук, поглотить которую город оказался не в состоянии.

Крестьянская деревня в России пережила к концу XIX в. бурный при­рост населения, численность которого за 40 последних лет века увеличи­лась на 65%. Естественным следствием стал более ощутимый недостаток земли в Европейской России, сделавший лишними для деревни около 30 % крестьян. Экономическое развитие села тормозили сохранявшиеся в нем общинные порядки (круговая порука при уплате податей, переделы земли, невозможность распоряжаться ею без согласия общины). Они сдерживали расслоение крестьянства, формирование чувства собственника. У большинства крестьян, действительно, существовало твeрдое убеж­дение, что земля не должна принадлежать никому, как воздух, вода, солн­це. Отсюда – неуважение и к чужой собственности, стремление захватить помещичьи земли, леса, пастбища.

Российское государство к началу XX в. по форме оставалось самодер­жавным, абсолютистским, ибо в стране отсутствовали представительные учреждения. В управлении страной абсолютный монарх опирался, с од­ной стороны, на централизованный бюрократический аппарат, который был строго иерархизирован. Каждое звено его занимало свое, отведенное ему место в многоступенчатой системе (министры, советники и т.д.). Все чиновники назначались императором и были ответственны перед ним. С другой стороны, в России развивались выборные структуры, прежде всего, в местном управлении. Их роль выполняли земские собрания и управы, городские думы, дворянские общественные организации. С из­вестной оговоркой можно утверждать, что Россия знала в это время и своеобразные конституционные органы, в которые входили высшие пред­ставители двора и бюрократии. Роль законосовещательного органа играл Государственный совет, члены которого назначались пожизненно царем. Он разрабатывал проекты законов, рассматривал их, привлекая к этому делу специалистов, но утверждение законов оставалось прерогативой императора.

Органом высшей исполнительной власти по-прежнему оставался Совет министров, созданный, как и Государственный совет, при Александре 1. Правительствующий Сенат, исполняя роль верховного суда, обнародовал законы, разъяснял их, следил за их исполнением и контролировал закон­ность действия власти на местах. И хотя конечной властью в утверждении законов был сам император, государство в своей политике уже давно ру­ководствовалось ими. Оно стремилось также, как мы это уже видели, учи­тывать в своей политике интересы всех сословий. Формировавшийся в стране капиталистический рынок диктовал обществу законы и функции, которые не могла обойти никакая власть и никакие правительства. Однако абсолютистские черты все же превалировали в государствен­ном строе России.

Достаточно стабильно, хотя и с отставанием от Запада, развивалась экономика России. Финансовая реформа 1897 г. С. Ю. Витте гарантировала стабильность, платежеспособ­ность и конвертируемость золотого рубля, который вплоть до начала пер­вой мировой войны (1914 год) оставался одной из самых устойчивых ев­ропейских валют. При этом право эмиссии было строго упорядочено, и правительство не нарушало его, пока не разразились военные катаклизмы. Все это позволило привлечь в российскую промышленность и торгов­лю иностранные капиталовложения. В акционерных компаниях России доля иностранною капитала (французского, бельгийского, германского, британского) исчислялась в начале XX в. в пределах от 15 до 30 %.

В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. События первой русской революции поставила Николая II перед необ­ходимостью определения концепции дальнейшего государственного раз­вития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещe в допетровские времена, патернализм, теория единения царя с народом как основы управления го­сударством. Поэтому из двух возможных путей подавления революцион­ных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Ни­колая II выбрало второй.

  1. Культура, духовная жизнь общества в 20-7 – 30-е годы

Культура начала XX века — культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре этого периода с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том — что и как отражает искусство, не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, — но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.

Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так скажем, кубизм не является следствием развития реализма рубежа ХIХ-XX вв. или же неореализм конца 40-х годов, не проистекает из абстракционизма или неоклассика 30-х годов и т.д.

Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в глубь XX в.; оно общеизвестно под названиями «ар нуво» в Бельгии и Франции, «Югендштиль» в Германии, в русском языке его обозначили как «модерн», что значит современный.

Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения, использовались растительные мотивы, однако в столь преобразованном виде, что в них трудно узнать реальное растение. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность, поникшие лепестки, извивающиеся водоросли, ирис и всевозможные экзотические тропические цветы, которые изображались словно бы увядающими.

В декоративно-прикладном искусстве стиль «модерн» совершил переворот, придав ему в духе своей эстетической программы исключительно художественное значение, и прочно на десятилетия пустил корни в бытовой среде. Выдвигаются и крупные мастера, такие, как ювелир Лалин во Франции, автор украшений, эффектно сочетающих разные материалы; дает толчок развитию целых отраслей художественной промышленности в Дании художник К. Томпсон и др. В неменьшей мере стиль «модерн» в соответствии с выдвинутыми им идеями создание новой всеобъемлющей художественной среды и оказал положительное воздействие на развитие фундаментально-декоративной росписи, способствовал сформированию нового типа картины — пакта.

В скульптуре он оказался причастен к зарождению замыслов ансамблей, содержащих обобщающие идеи и представляющих собой сложные пространственно- изобразительные композиции, вовлекающие человека в свой художественный мир. В архитектуре стиль «модерн» расцвел особенно бурно и пышно. Он в значительной мере окрасил собой целый период в истории архитектуры начала XX вв. Однако нигде он не стал государственным стилем: для зданий не прижились его романтические вольности. Его главными центрами стали Вена и Брюссель.

Первым течением модернизма считают фовизм. Группы молодых живописцев во главе с Анри Матиссом стали употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски, допуская смелые для своего времени искажения форм. Красочные слои наносятся на холст словно бы произвольно либо крупными плоскими пятнами, закрашенными одним цветом, либо хаотичными разноцветными густыми мазками.

В 1907-1908 гг. родилось другое направление стиля «модерн» — кубизм, для которого характерны деформации, ограниченный круг мотивов, оторванность от жизни. Создателями течения были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Отчасти примером послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура, важное значение имело также творчество постимпрессионизма Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических фигур — шара, цилиндра, куба. Мир, который они создавали в своих картинах, был граненным и бесконечно угловатым. Главный принцип Пикассо и Брака: художник должен следовать видимой реальности, он должен сам творить новую реальность, которая подчиняется особым законам — не жизни, а искусства.

Футуризм (от латин. futurum — будущее) как и кубизм относится к тем художественным направлениям внутри модернизма, которые встали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не случайно зародился в Италии. Группа художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое искусство, искусство будущего, как они говорили. Они изложили свои взгляды в футуристических манифестах, призывавших отвергнуть достижения прошлого и возвеличивающих технику и промышленный дух нового времени.

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в модернизме был и остается до сих пор абстракционизм. Название это расплывчато и не выражает действительной сущности данного явления. Поэтому нередко употребляют название «беспредметное искусство». Основным принципом абстрактного направления является отрицание изобразительности; в этом смысле современная «абстракция» является особенно показательной формой модернизма как постепенного разрушения реального зрительного образа и соответствующей этому образу эстетики. Итак, для абстрактного искусства характерно: принципиальный отказ от изображения мира, принцип создания картин как самостоятельного объекта, особой реальности, механизма или организма, имеющего свою структуру, свой порядок форм, независимый от зрительного впечатления, лежащего в основе обыкновенной живописи или статуи.

Абстрактное искусство требует выхода за пределы внешнего мира в область чистой реальности, где нет большой разницы между обманутыми субъектами и действительностью, где все абсолютно и не зависит от ограниченных условий внешнего мира.

Среди социально-художественных феноменов первой половины XX в. выделяется так называемая молодежная культура (субкультура), а также связанная в известной мере с ней массовая культура.

Итак, мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы начала XX в., протекающие на высшее, исчерпывающее значение. Они противопоставляют себя глобально-историческим процессам, выделяются из них, и даже считают себя венцом всего социального, национального, стилевого мирового опыта искусства. Но подлежит сомнению их вклад в мировое искусство. Каждое из них и все они в совокупности в то же время историчны, а не абсолютны, они обесценивают художественные достижения прошлых эпох.

 

 

  1. Карибский кризис 1962 года и его последствия

ПредпосылкиПобеда революции  на  Кубе  вызвала  неадекватную  реакцию  у  империалистов Соединенных Штатов, и они пустили в ход весь арсенал  средств  политического шантажа,   экономического   давления   и   организации    контрреволюционных заговоров. В период с 1960  по 1965  г.  ЦРУ  организовало  и  пыталось   осуществить   ряд   заговоров   и террористических актов с целью  устранения  Фиделя  Кастро.Количественные  и  качественные  изменения  в   соотношении   стратегических ядерных средств, которые могли сложиться по завершении развертывания  Группы советских войск на Кубе, создавали условия  нанесения  внезапного  удара  по территории США и, по оценкам военных,  позволяли  теперь  уже  СССР  достичь победы  в  ядерной  войне.  Для  этого  необходимо  было   первым   эшелоном (группировка РСД, развернутая на Кубе) нанести  «обезглавливающий»  удар  по центрам государственного и военного управления  с  целью  нарушения  боевого управления стратегическими  силами,  а  вторым  эшелоном  (группировка  МКР, развернутая на территории СССР,  и  стратегическая  авиация)  поразить  базы межконтинентальных  ракет  и  стратегической  авиации,   а   также   крупные промышленные центры.Развертывание на Кубе группировки  ракет  средней  дальности  было  блестяще разработано СССР в ходе операции  «Анадырь»  в  июле-октябре  1962  г.  Даже несмотря на ее незавершенность (ракеты Р-14  не  были  доставлены),  удалось достигнуть   военно-стратегического   паритета   и   изменить    соотношение стратегических сил в западном полушарии. Поскольку американцы уже окружили Советский Союз кольцом своих  военных  баз и ракетных установок различного назначения, мы должны  заплатить  им  их  же монетой,  дать  им  попробовать  собственное  лекарство,   чтобы   на   себе почувствовать, каково живется под прицелом ядерного оружия. Говоря об  этом, Хрущев подчеркнул необходимость проведения этой операции в условиях  строгой секретности, чтобы американцы не обнаружили ракет до  того,  как  они  будут приведены в полную боевую готовность.  На совещании было принято решение направить в  Гавану  делегацию  в  составе Ш.Р.Рашидова, маршала С.С.Бирюзова и посла СССР А.И.Алексеева.  Полеты  У-2, планы ядерной войны против Советского Союза и нанесения  атомных  ударов  по военным  объектам  и  городам  социалистических  стран  привели  руководство нашего государства в шоковое состояние — вести переговоры о мирной  жизни  и одновременно планировать атомные  удары.   Развитие Карибского конфликтаВ июле 1962 г. в Москву прибыла военная делегация Кубы  во  главе  с  Раулем Кастро. Она вела переговоры с военными руководителями СССР о  предоставлении Кубе военной помощи. Переговоры шли долго, а 3  и  8  июля  в  них  принимал участие и Н.С.Хрущев. Можно с уверенностью предположить, что  именно  в  эти дни было принято окончательное решение о размещении на Кубе  ракет  среднего радиуса с ядерными боеголовками и бомбардировщиков, способных нести  атомные бомбы, и были согласованны детали их отправки. Операция  по  переброске  на  Кубу ракетного и атомного оружия шла  в  августе  1962  г.  полным  ходом.  Только 10 октября, когда советские ракеты  уже  находились  на  Кубе  и  шла быстрая работа по устройству пусковых  площадок  и  сборка  доставленных  по частям бомбардировщиков ИЛ-28, Хрущев вернулся в Кремль. Операция по размещению советских баллистических  ракет  на  Кубе  называлась «Анадырь». За два с половиной месяца 85 кораблями было  совершено  185  рейсов.  Увеличилось  число  разведывательных  полетов   «У-2», непрерывно фотографировавших территорию Кубы,  что  можно  было  делать,  не нарушая воздушного пространства острова. Теперь перед  Соединенными  Штатами встал вопрос жизни и смерти, разрешение которого требовало либо  решительных действий,  либо  уступок.  К 22  октября  1962  г.,  когда  президент  США  Джон  Кеннеди  выступил  по американскому радио и  телевидению  с  сообщением  об  обнаружении  на  Кубе советских ракет, все  42  ракеты  и  боеголовки  к  ним,  а  также  воинский персонал уже были  на  месте.  Некоторые  ракеты  были  приведены  в  боевую готовность. Часть наших кораблей еще находилась  в  пути,  но  на  них  было вспомогательное снаряжение и продовольствие для воинского  контингента,  без чего при случае можно было и обойтись.В своем обращении к американскому народу  22  октября  президент  Дж.Кеннеди потребовал от СССР вывода ракет и объявил военную  блокаду  Кубы  (поскольку фактически это означало объявление  войны).  Чтобы  не  обострять  конфликта, ряду наших кораблей, следовавших на Кубу, было дано указание изменить  курс, но несколько  судов,  не  обращая  внимания  на  предупреждения  со  стороны американских военных кораблей, все же  прорвались  к  острову.  Американцами было остановлено и проверено только  одно  зафрахтованное  Советским  Союзом канадское судно, доставлявшее на Кубу сельскохозяйственные машины.  Конечно, Хрущев  немедленно  узнал  о   выступлении   Кеннеди.   Советская   разведка докладывала ему о всех военных приготовлениях США. Хотя в Кремле,  как  и  в Белом  Доме,  шли  непрерывные  совещания  политиков  и  военных,  советские средства информации ничего, например, не сообщили 23 октября  о  выступлении Кеннеди и о блокаде Кубы. С  23  октября  между  Москвой  и  Вашингтоном  начался  обмен  официальными письмами. В первых посланиях Н.С.Хрущев с негодованием называл действия  США «чистейшим бандитизмом» и «безумием выродившегося империализма».  А  уже  24 октября Советское правительство заявило решительный протест  против  блокады Кубы и других военных мероприятий США. СССР просил немедленно созвать  Совет Безопасности ООН. Министр обороны СССР приказал  привести  Вооруженные  Силы страны  в  состояние  повышенной  боевой  готовности,  отменить  отпуска   изадержать  демобилизацию  старших  возрастов.   Советский   Союз   продолжал отрицать наличие на Кубе наступательного оружия, заявляя, что там  находится только  оружие,  необходимое  для  самообороны,  и  что  «с  требованием  об удалении этой техники не может согласиться ни  одно  государство,  дорожащее своей независимостью». На Кубе Фидель Кастро объявил о  проведении  всеобщей мобилизации. На срочно созванном  заседании  Совета  Безопасности  советский представитель В.Зорин решительно отрицал наличие на  Кубе  ракет  с  ядерным оружием. В это время  на  пути  к  Кубе  находилось  более  20 советских кораблей, и первые из них приближались  к  линии  блокады.  Хрущев вел себя внешне спокойно,  и  вечером  23  октября  посетил  Большой  театр, понимая, что за океаном внимательно следят за каждым его шагом.В субботу, 27 октября, над островом был сбит  американский  разведывательный самолет У-2. Его пилот  Андерсон  погиб.  Обстановка  в  США  накалилась  до предела:  тот  день  американцы  называют  «черной   субботой».   О состоянии ВС США и НАТО в этот  период  ГРУ  подробно информировал агент Мюрат. Все данные, которые поступали в  Москву,  говорили о том, что атака и высадка на Кубу неизбежны и нужно принимать  кардинальное решение. На  сей  раз  Н.С.Хрущев  отнесся  к  донесению  разведки  со  всей серьезностью.26 октября Кеннеди отдал приказ о подготовке к вторжению на  Кубу.  Узнав  о гибели американского летчика, он приказал увеличить в  несколько  раз  число самолетов, проносящихся над островами. Сложившаяся ситуация подтолкнула  президента  США  к  решению  искать  любые средства для политического урегулирования  кризиса.  Почувствовав,  что  США находятся в  преддверии  войны,  он  поручил  своему  брату  Роберту  срочновстретиться с советским послом  в  Вашингтоне  А.Ф.Добрыниным.  В  обмен  на вывод  советских  ракет   Дж.Кеннеди   принимал   на   себя обязательство  не  только  не  нападать  на  Кубу,  но  и  удерживать  своих союзников от этого шага.В ночь на 28 октября Советским правительством  без  консультации  с  Фиделем Кастро было решено принять условия Кеннеди.  Последнее  письмо  Председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева президенту США  Дж.Кеннеди  было  передано открытым текстом по  Московскому  радио.  29 октября 1962 г. Советское  правительство  приняло  решение  направить  на Кубу для переговоров с  руководством  республики  А.И.Микояна.  2 ноября А.И.Микоян прибыл в  Гавану.  Переговоры в Гаване и Нью-Йорке завершились 20 ноября 1962 г. —  после  того как президент США Дж.Кеннеди объявил о снятии блокады.  Советские  ракеты  к тому  времени  уже  были  вывезены  с  Кубы.  Советское  правительство  дало указание нашим вооруженным силам об  отмене  повышенной  боевой  готовности. Такое  же  указание  последовало  и  от   главнокомандующего   Объединенными вооруженными  силами  государств  —  участников  Варшавского  Договора.  Так закончился карибский кризис. Итоги Карибского кризиса1)  Карибский  кризис  был  детищем  «холодной  войны».  Конфронтация между великими державами, сопровождавшаяся  в  ту  пору  политикой  взаимных угроз, и стала фоном для событий  осени  1962  г.  Поэтому  установка  наших ракет на Кубе в тех условиях была  закономерной;  ибо  такой  шаг,  с  одной стороны, защищал кубинскую революцию от  внешней  агрессии,  а  с  другой  — привел к равенству противостоявших друг другу сил, заставил США  вступить  в диалог с Советским Союзом на паритетных началах. 2)  Именно после ликвидации карибского кризиса начались  практические поиски путей к общему ослаблению международной  напряженности,  к  разрядке, ибо всем стало ясно, что иной альтернативы сохранению  мира  на  земле  нет. При ликвидации карибского кризиса восторжествовали разум, здравый смысл.3)  Объективный  анализ  ситуации,  сложившейся  осенью   1962   г., показывает,  что  размещение  советских  ракет  на  Кубе  не  породило,   а, напротив, в конечном итоге предотвратило  дальнейшие  агрессивные  и  потому весьма опасные  действия  американского  империализма  в  районе  Карибского моря; это, в свою  очередь,  спасло  революционную  Кубу  и  заставило  США, хотелось им того или нет, уважать суверенитет острова Свободы.  За  минувшие с той поры 26 лет Куба успешно  продолжала  строительство  социалистического общества. 4) Уроки карибского кризиса были учтены  обеими  сторонами.  Представляется,  и Хрущев, и Кеннеди осознали опасность политики балансирования на грани  войны и необходимость компромиссов.  Во  всяком  случае,  со  стороны  СССР  угроз применения ядерного оружия в локальных конфликтах  более  не  высказывалось. Выступая на сессии Верховного Совета СССР 12  декабря  1962  г.,  Н.С.Хрущев определил политику мирного  сосуществования  как  решение  спорных  вопросов между  государствами  без  войны,  мирным  путем.  5) В ходе развернувшейся полемики в  коммунистическом  движении  по  вопросу  о методах  противодействия  агрессивным  акциям  империализма  ЦК  КПСС,  явно учитывая уроки международных  кризисов,  высказался  против  метода  «борьбы острием против острия». Приверженцы подобных действий,  отмечал  ЦК  КПСС  в 1963  году,  очевидно,  полагают,  что  Советский   Союз   должен   отвечать провокациями  на  провокации,   должен   принять   вызов   империализма   на соревнование в авантюризме и агрессивности. Изменение  подходов  к  проблемам  мировой  политики,  отразившее   растущее осознание той истины, что отсутствие реальных  мер  по  понижению  опасности войны неизбежно приведет человечество к катастрофе раньше, чем та  или  иная система сумеет доказать свои преимущества, дало  свои  плоды.  Список используемой литературы: 1.     Русич И.А. Мир истории. М., 1999. 2.      Яковлев И.А. Мир политики. М., 2001.3.      Адамишин А.Л. Советский Союз и революционная Куба — М. Наука 1987.4.      Алексеев А.И. Карибский кризис, как это было – М. Лори 1998.5.      Загладин Н.В. Военная политика СССР 60 —  М.  Международные  отношения,  1990.6.      Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств». – М., 1996.7.      Зотов А.И., Сопоцинский О.И. «Русское искусство». – М., 2000.8.       Копылов И.П. Главное не проиграть //Родина 1998 №8.9.      Костев Г.А. Живыми не ждали //Родина 1998. №9