СОДЕРЖАНИЕ
1 Глобализация и приоритеты философского поиска в начале третьего тысячелетия ……………………………………………………………………….
1.1 Понятие «глобализация» ……………………………………………..
1.2 Возникновение глобализации, ее исторические истоки ……………
1.3 Проявление глобализации в сферах общественной деятельности …
2 Категории бытия и небытия как мировоззренческие ценности ………
2.1 Онтология – учение о бытие …………………………………….…. .
2.2 Философская категория «бытие» …………………………………….
2.3 Философская категория «небытие» …………………………………..
2.4 Первоначало философствования: бытие или небытие? …………….
Литература ………………………………………………………………….
1 Глобализация и приоритеты философского поиска в начале третьего тысячелетия
1.1 Понятие «глобализация»
В начале 70-х годов прошедшего века, когда еще не было столь популярно понятие глобализации, внимание социальных мыслителей привлекали так называемые глобальные проблемы человечества, среди которых — предотвращение ядерной катастрофы, проблемы экологии, демографии, исчерпаемости ресурсов и т.д. — все, что несколько позже академик Н.Н. Моисеев назвал проблемой коэволюции человека и биосферы. Трудно переоценить ту роль, которую суждено было сыграть академику И.Т. Фролову в осмыслении глобальных проблем и в объединении усилий наиболее талантливых отечественных и зарубежных ученых, посвятивших себя их всестороннему исследованию.
Конец ХХ столетия останется в памяти человечества эпохой великих надежд, отчасти сбывшихся, отчасти нереализовавшихся. На протяжении ближайших лет предстоит увидеть, в какой степени эти ожидания были обоснованными, а в какой — иллюзорными. Особого внимания заслуживает вопрос о том, суждено ли воплотиться в жизнь мечте о глобализации современного мира, о свободном хозяйственном обмене между его регионами, едином информационном пространстве и доминировании в мировом масштабе принципов гуманистического социального устройства.
Идея глобализации — одна из самых молодых социологических конструкций; вплоть до 1987 г. в базе данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержится упоминаний о книгах, в названии которых использовалось бы понятие “глобализация”. В научный оборот его ввел Р.Робертсон, впервые использовавший данный термин в 1983 г.; в 1985 г. он дал его подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в специальном исследовании. С начала 90-х годов количество книг и статей на эту тему стало увеличиваться лавинообразно, и сегодня подавляющее большинство экономистов считает, что хозяйственная глобализация является наиболее значимым социальным процессом конца ХХ века, хотя многие признают в то же время, что переживаемый ныне переходный период будет исключительно трудным для всех его современников. [4]
Глобализация — это процесс усиления и обогащения информационных, идеологических, политических, экономических, формационных, цивилизационных связей между странами. Она ведет, с одной стороны, к ослаблению культурных, идеологических, государственных барьеров в отношениях между ними, а с другой — к существенным изменениям формационного статуса стран. [3]
Глобализация — естественноисторический процесс и вместе с тем интегративная концепция, отражающая тенденции развития в экономической, политической, информационной, культурной сферах на современном этапе мировой истории. Многие исследователи феномена глобализации определяют ее как процесс, обусловленный свободным движением капиталов и возрастающей зависимостью национальных экономик от глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций, как процесс, в ходе которого стираются географические границы социальных и культурных систем. При этом отмечается, что современный мир управляется глобальными институтами, что в эпоху глобализации основными оказываются транснациональные подходы к организации глобальной системы, в основе которой лежат глобальные тенденции и институты. [7]
1.2 Возникновение глобализации, ее исторические истоки
Раскрывая исторические истоки глобализации, ориентируясь на опыт взаимодействия различных цивилизаций, известный философ В.Л. Иноземцев заключает, что глобализация — это не процесс становления единой цивилизации, разделяющей пресловутые общечеловеческие ценности, а процесс экспансии западной модели общества и приспособления мира к ее потребностям. То, что сегодня называют глобализацией, более точно может быть определено как вестернизация — явление, универсальное по своему временному характеру и географическому охвату и представляющее собой модель технологического общества, управляемого из единого центра на основе единых принципов, со всеми его атрибутами — от массового потребления до либеральной демократии, с четким различием между ведущим и ведомым, центром и периферией.
Возникновение глобализации как явления можно отнести к середине XV в., когда началось освоение географического пространства, европеизация, формирование капиталистических отношений. Оно не было торжеством свободного рынка и общечеловеческих ценностей, но тогда закладывались основы того мирового порядка, который мы наблюдаем и сейчас. Именно такая глобализация с неизбежностью приводила к включению многих новых территорий в зону европейского влияния, активизировала международную торговлю и создала условия для распространения по всему миру единых принципов социального общежития. И, наконец, она трансформировала периферийные народы и сделала более зрелым и сам западный мир. Не зря многие философы отмечают, что модернизация «будучи порожденной Европой, в то же время сама породила Европу» как социальную систему, способную к быстрому и динамичному развитию.
Предпринимая первые колонизаторские усилия, европейцы не занимали доминирующих позиций в мире по экономическим показателям. Даже спустя два с половиной столетия после обретения первых колоний в Америке все европейские страны вместе взятые обеспечивали не более 23% мировой промышленной продукции, в то время как на долю Индии приходилось 24,5%, а на долю Китая — почти 33%. Через 150 лет доля Европы составляла уже 62%, а доли Индии и Китая — 1,7% и 6,2% соответственно. Европа возглавила волну глобализации и сохранила лидерство вплоть до начала Второй мировой войны, идеально соответствуя этой роли. Европейцы сумели достичь мирового господства, поскольку, во-первых, обладали самыми передовыми на тот момент саморегулирующимися социальными институтами; во-вторых, воспринимали территории, над которыми устанавливали контроль, составной частью своих империй. Период распространения европейского господства был поистине эпохой становления европейского мира, временем, когда «Европа рассеяла по всем континентам свои капиталы, свою технику, свои языки и своих жителей». Масштабы той глобализации поражают воображение даже сегодня. Освоение колоний привело к лавинообразному росту международных торговых и финансовых трансакций. К началу ХХ в. на долю европейских стран (не считая России) приходилось почти 80% мирового товарного экспорта, а отношение его к ВВП составляло в Германии 12,2% , в Нидерландах — 14,5%, в Великобритании — 14,7%. Европа оставалась единственным в мире нетто-инвестором: в 1905-1909 гг. до 22% французских и до 42% британских внутренних накоплений инвестировались за рубежом. К 1911 г. объем экспорта капитала составил 8,7% ВВП Великобритании. На Соединенное Королевство приходилось 43% общемирового объема прямых иностранных инвестиций.
К началу Первой мировой войны европейцы достигли полного осуществления контроля над миром, несопоставимого с тем, которым сегодня обладают Соединенные Штаты Америки. Если не принимать в расчет спекулятивные финансовые операции, следует признать, что в первые годы ХХ в. масштабы международных торговых и инвестиционных, а также миграционных потоков были несравненно большими, нежели в наши дни. Под политическим контролем европейских стран находилось 84 % всей территории Земли. Британские, французские и германские военно-морские соединения доминировали на просторах Мирового океана.
Не идеализируя времена европейского колониального владычества, В.Л. Иноземцев подчеркивает ряд обстоятельств, серьезно отличающих глобализацию XIX — нач. ХХ в. от глобализации нынешней.
Во-первых, европейцы выступали движущей силок этого процесса — его субъектом, периферийные народы — объектом. Потоки технологий, товаров, финансовых ресурсов и людей двигались из Европы в направлении мировой периферии, а не наоборот, т.е. глобализация имела четкую направленность. Она фактически была, как уже отмечалось, вестернизацией — процессом распространения технологий, хозяйственных и политических форм на остальной мир.
Во-вторых, на протяжении десятков лет европейцы прилагали гигантские усилия по переустройству периферии, освоению отдаленных регионов мира и включению их во всемирную систему культурного обмена, торговли и коммуникаций, т.е. глобализация не являлась естественным и самоподдерживающимся процессом.
В-третьих, европейцы поддерживали жесткий контроль над мировой периферией. Они не только пресекали вооруженные столкновения населявших ее народов и полностью элиминировали потенциальные угрозы, которые эти народы могли представлять для Запада, но и устанавливали культурное взаимодействие.
В-четвертых, несмотря на подавляющее превосходство европейцев в вооружениях и военной технике, реалии той эпохи требовали тонкого политического лавирования и образования союзов с периферийными народами (это иллюстрирует, в частности, история британского владычества в Индии), Т.е. глобализация XIX — нач. ХХ в. резко отличалась от нынешней использованием военной и хозяйственной мощи странами-гегемонами.
Анализируя происходящие на мировой сцене новые глобальные процессы последних лет, исследователи раскрывают феномен глобализация по-американски. Вторая мировая война радикально изменила экономическую и политическую ситуацию в мире. Европейским экономикам был нанесен серьезный удар: по уровню ВВП крупнейшие континентальные страны оказались отброшенными к показателям конца XIX — нач. ХХ в. (Италия — к уровню 1909 г., Германия — 1908 г., Франция — 1891 г., Австрия — 1886 г.). На этом фоне единственным лидером оказались Соединенные Штаты: их доля в мировом валовом продукте превысила 45%. Превосходство американской промышленности в первые послевоенные годы было ‘еще более подавляющим. К 1948 г. на США приходилось 22% суммарного оборота международной торговли, а реализация планов послевоенного восстановления экономик Европы и Японии сделала Америку крупнейшим международным инвестором. Вполне естественным стало и превращение доллара в основное средство международных расчетов и главную мировую резервную валюту.
Основной бедой современной глобализации, стало то, что ее лидером оказалась страна, привыкшая использовать мир в своих целях и потому не способная придать ему необходимый импульс для обеспечения поступательной динамики; именно США, немало способствовавшие ослаблению европейского доминирования над миром и сформировавшие собственную модель хаотичной глобализации, выступают основным виновником (если, конечно, можно вообще говорить о какой-либо виновности) современного положения вещей.
Современный мир уже невозможно представить вне диалога отдельных культур, встречи цивилизаций, устойчивого и определяющего взаимодействия и равноправия. В этом процессе глобального взаимодействия и взаимовлияния различных культур и цивилизаций, их диалога важное место занимает каждая из локальных цивилизаций с присущими ей специфическими свойствами, расположенная на соответствующей территории и в определенный момент истории, обладающая уникальными социокультурными характеристиками. Определение статуса и духовных ценностей локальных цивилизаций, путей сохранения культурно-цивилизационной идентичности в глобализирующемся мире приобретает сегодня особую актуальность. Глубокие изменения в геополитических стратегиях, трансформация социально-политических систем позволяют говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. [7]
1.3 Проявление глобализации в сферах общественной деятельности
Следуя концепции глобализма, современное общество — это взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества; развитие экономической интеграции; проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны; экологические проблемы во всех проявлениях; демографические, энергетические, продовольственные проблемы; проблема использования космоса; субглобальные проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, связанные с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства).
Феномен глобализации выходит за экономические рамки и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Начало ХХI в. характеризуется расширением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, планетарного информационного пространства, интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности, социокультурном и духовном взаимодействии. Глобализация выражается также в усилении стандартизации образа жизни, сознания и поведения людей, образования, в повышении роли наднациональных и транснациональных структур.
Многие исследователи отмечают, что глобализационные процессы в экономике тесно связаны с ужесточением на мировом рынке конкурентной борьбы за контроль над природными ресурсами и информационным пространством через использование новейших технологий. Наряду с дестабилизацией финансовой сферы глобализация ведет к усилению диспропорций в мировой экономике, социальной поляризации, одновременному выделению высокодинамичных систем и расширению числа стагнирующих. Происходит обострение и социально-политических проблем, причем не только в развивающихся, но и в развитых благополучных странах, что связано с притоком дешевой рабочей силы на их рынок труда, и как следствие, осложнением межэтнических отношений и ростом национализма в этих странах. Откровенный национализм и религиозная нетерпимость во все более опасных масштабах становится в ХХI в. ответной реакцией тех представителей мирового сообщества, которые оказались не в состоянии преодолеть психологический шок глобализационных процессов. Растет экологическая проблема, вызванная деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, необратимыми потерями в генофонде планеты, усиливающимся воздействием парникового эффекта на климат. Процесс глобализации проявляется, к сожалению, в том, что те природные ресурсы, которые ранее были вне сферы рыночных отношений, теперь включаются в нее; экологический кризис используется для создания мировой технократии, управляющей ресурсами и экологическими рисками; социальные связи и отношения сводятся к рыночным трансакциям и попадают в сферу частных интересов, а понятия солидарности, нравственности, гуманности и социальной справедливости нивелируются. Борьба идет не только по вопросам регламентации и установления экологических стандартов. По существу это борьба за контроль над природными ресурсами планеты, включая воздух, воду, землю.
Глобализация мировой истории, сопровождающаяся обострением кризисных ситуаций в экономической, финансовой, социально-политической, экологической и социально-духовной сферах современного цивилизационного развития, выдвигает на передний план проблему регулирования стихийных процессов в целях выживания человечества в новых условиях существования.
Глобализация в правовой сфере проявляется в формировании и функционировании системы международных организаций, осуществляющих свою деятельность на основе принципов, изложенных в международном праве (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.).
Современный мир уже невозможно представить вне диалога отдельных культур, встречи цивилизаций, устойчивого и определяющего взаимодействия и равноправия. В этом процессе глобального взаимодействия и взаимовлияния различных культур и цивилизаций, их диалога важное место занимает каждая из локальных цивилизаций с присущими ей специфическими свойствами, расположенная на соответствующей территории и в определенный момент истории, обладающая уникальными социокультурными характеристиками. Определение статуса и духовных ценностей локальных цивилизаций, путей сохранения культурно-цивилизационной идентичности в глобализирующемся мире приобретает сегодня особую актуальность. Глубокие изменения в геополитических стратегиях, трансформация социально-политических систем позволяют говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. [7]
2 Категории бытия и небытия как мировоззренческие ценности
2.1 Онтология – учение о бытие
Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Невозможно понять предмет онтологии, то, с чем она имеет дело, без обстоятельного изучения того, как менялось представление о бытии, его свойствах в ходе исторического развития философии. В большинстве философских течений учение о бытии хотя и включает в себя рефлексию над природным бытием, тем не менее несводимо только к нему. [6]
Термин «онтология» в смысле «учение о бытии» впервые был введен в научное обращение Р. Гоклениусом (1636 г.) и И. Клаубергом (1646 г.). Широкое распространение в философии этот термин получил после того, как использовался X. Вольфом обозначения фундаментального раздела метафизики, составляющего, наряду с космологией и рациональной психологией, ее главное содержание. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др. [2]
2.2 Философская категория «бытие»
Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть»». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.
В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова — это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком — это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя».
Итак, бытие — это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. [5]
2.3 Философская категория «небытие»
В окружающем нас мире есть эффект отсутствия вещей и явлений: в реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят в никуда. Так постепенно в философии возникает категория небытия, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство присуще, во-первых, в виде возможности любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно — за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия. Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности — например, появление вечного двигателя и многих других явлений, составляющих сферу небытия. В-третьих, и в повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительного небытия — отверстиями, дырами, ямами и другими пустотами: для них характерно отсутствие вещественной субстанции в определенных пространственных границах. [7]
2.4 Первоначало философствования: бытие или небытие?
Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется «небытию». Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.
Для подавляющего большинства философских систем понятие «бытие» понималась как исходный, основополагающий момент всех последующих рассуждений. В диалектических концепциях понятия бытия и небытия рассматривались как противоположности, предполагающие друг друга, как диалектическое единство при определяющей роли бытия. [1]
Западная философия традиционно уделяла основное внимание, прежде всего, проблеме бытия — это, по-видимому, объяснял ось из начальной ориентацией мыслителей на реалии мира и человеческой жизни. Поэтому философская мысль была даже склонна к некоторой абсолютизации категории бытия и соответственно недооценке категории небытия.
Иной подход наблюдается в философии Древнего Востока. Там небытию часто придавалась роль особого источника всякого бытия. Например, по мнению китайского философа Лао Цзы, именно небытие можно считать началом небес и земли, а бытие — матерью всех конкретных вещей. Современный эскиз философии небытия представлен в работах российских философов (А.Н.Чанышева, Н.М.Солодухо и др.). Серьезное внимание уделяется категориям бытия и небытия в философии экзистенциализма, которая анализирует специфику человеческого существования. Большое значение имеют обе категории для разных видов художественной культуры — особенно литературы, где трагическая тема небытия личности вызывает зачастую глубокие философские размышления. Достаточно вспомнить гамлетовский вопрос: Быть или не быть? или же строки современного поэта: «Век скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорей, влияние — небытия на бытие … ». [7]
Для обоснования категории небытия как исходного пункта философствования приводится ряд доказательств:
— доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего;
— доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом;
— доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть;
— доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;
— доказательство от противоположностей: всякое явление имеет свою противоположность, бытие которого есть одновременно его небытие («добро» и «зло», «+» и «-», «движение» и «покой», «материя» и «сознание» и др.).
Философия, которая берет за основу «небытие», признает «бытие», но выводит его из «небытия», как следствие из причины. Но эти, а также целый ряд аналогичных способов доказательств существования и абсолютного характера небытия становятся бессмысленными, если иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной (относительной) формы бытия в другую. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы бытия в другую.
Как и любая философская категория, бытие отражает предельно общие свойства вещей и процессов. Она фиксирует, во-первых, факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, и, во-вторых, в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире, т.е. бытие – это существование мира как беспредельной и непреходящей целостности. Но существование явлений мира бывает двух родов: как объективная реальность, существующая вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы), и субъективная реальность, существующая только в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи). Эти две реальности тесно связаны между собой, их единство, охватывающее все возможные состояния материального и духовного мира, и обозначается категорией бытия. Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности. [1]
Философские категории бытия и небытия обладают мировоззренческой и методологической значимостью для человека. Деятельность субъекта вписывает его в бытийствующий мир и придает всему сущему как бы двойное бытие — непосредственное (бытие вещей самих по себе) и опосредованное (бытие вещей для человека). В своей жизни и практической деятельности человек критически оценивает как бытие окружающих его явлений, так и собственное бытие. Он переделывает их, создавая в мире новую реальность и уничтожая, превращая в небытие то, что его не устраивает. В человеческой деятельности эти категории выступают как культурные ценности: они ориентируют каждого из нас на осознание уникальности, неповторимости и бренности бытия любого явления в мире и в первую очередь — своего существования на Земле. Отсюда вытекает необходимость наполнения нашего повседневного бытия подлинно человеческим содержанием, ориентации не только на сиюминутные практические цели и интересы, но и на высокие ценности. Быть Человеком — не просто, но им надо быть. [7]
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрейченко Г.В., Грачева В.Д. Философия: учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
2. Вяккерев Ф.Ф., Иванов В.Г. Основы онтологии: учебное пособие. – Спб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1997. – 280 с.
3. Гобозов И.А. Социальная философия: учебник. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. – 528 с.
4. Иноземцев В.Л. Глобализация – наивная мечта XX века // Человек: Иллюстрированный научно-популярный журнал, №5, 2003.
5. Лавриненко В.Н. Философия. – М.: ЮРАЙТ, 2009. – 5561 с.
6. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. – 673 с.
7. Яскевич Я.С., Вязовский В.С., Гафаров Х.С. Основы философии: учебник. – Мн.: Выш.школа, 2011. – 301 с.