СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- В Переяславской отчине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Тревожная юность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
- Воин и полководец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
- Князь Александр – Дипломат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
- Последняя поездка в Золотую Орду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
- Значение деятельности Александра Невского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
- Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ВВЕДЕНИЕ
Когда в конце XII века в степях Монголии появился Чингисхан, а в XIII веке он решил осуществить свою мечту: завоевать весь мир и господствовать, 30 мая 1220 года в одном из крупных городов Северо-Восточной Руси Переяславле-Залесском в семье великого князя Владимирского Ярослава II Всеволодовича и Дочери Мстислава Удалого Феодосии родился княжич Александр, в будущем — защитник Руси, гроза нелюдей.
Князь Новгородский
1236-1251
Великий князь Киевский
1248 – 1263
Великий князь Владимирский
1252 – 1263
В ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ ОТЧИНЕ
В Переяславле проходили первые годы детства Александра.
Детство — это мир были и сказки. Русские былины учили верить во всепобеждающее мужество богатырей, сказки — в конечное торжество добра, в счастливый исход, а также в то, что и жар-птицу и живую воду не добыть без крестьянского сына Иванушки.[1]
В ту пору люди не признавали долгого детства и рано видели в сыновьях маленьких мужчин.
И будущее Александра было предопределено от рождения. Он князь, а значит, законовед и законодатель, воин и полководец, праведный христианин и защитник веры, ценитель узорочья искусств и щедрый покровитель его творцов, достойно прославлявших божью и княжую власть. Его воспитала сама придворная среда Переяславля и Владимира — блестящее воинство, приемы послов, одетых в диковинные наряды, кочевых ханов в высоких черных клобуках, булгар в розовых сферических шапках с широкими поперечными гребнями…
Ярослав сумел собрать при своем дворе незаурядных писателей; созданное ими позволяет судить о духовной среде, окружавшей юного князя.
Александр рано научился ценить и книжное слово церкви, и смелость суждений и действий князя. Ярослав всеми правдами и неправдами пополнял книгохранилище.
В раннем детстве, да и потом, во время неоднократных и длительных наездов в Переяславль, у Александра было время изучить и полюбить свой край.
Писание, житие, икона, собор — все это ступени не столько познания мира сего, сколько спасения неизбежно грешной души своей. Знание ограничено, божественная премудрость — безгранична. И искусство служит человеку не ради него самого, а ради бога — так учили отцы церкви.
Княжич постиг писание, знал жития, понимал смысл икон. Наконец пришло время поездки в столицу, и тогда близ устья Нерли, у порога земли Владимирской, он прочитал архитектурное предисловие художественной истории родины. И эти первые встречи с прекрасным навеки врезались в его память и чувства.
При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано. Остроконтрастные впечатления, вызванные участием с детских лет в походах в разные, порой очень несхожие по жизненному укладу земли Руси и ее соседей, зрелища кровавых битв, пожарищ, горе частых разлук и ранних утрат — все эти переживания развивали потребность познавать, вырабатывали наблюдательность, усиливали способность обобщения. Словом, ускоряли формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.
Ярослав сам очень рано стал воином и политиком и, конечно, того же ждал от сыновей, которых любил: это были по тому времени поздние дети — они родились у него от третьей жены. Воспитывая их по своему подобию, он растил людей умных и смелых, скрытных и решительных.
ТРЕВОЖНАЯ ЮНОСТЬ
Как вассал и союзник великого князя Юрия Всеволодовича, Ярослав защищал суздальские интересы в Новгороде, Пскове, на Севере, в Прибалтике.
Грозные годы переживала Русская земля.
Именно тогда великий князь отправил Ярослава в Новгород. С ним была жена и сыновья — Федор и младший Александр. Ярослав уже знал новгородцев и детей взял не зря.
Шли дни, и Александр постепенно присматривался к Новгороду. Со своим наставником он проходил по улицам боярской столицы как по страницам ее истории, учился понимать жизнь Великого Новгорода.
Александр знал, что Новгород не единственный вольный город и на Руси, и в Европе, и на Балтийском и Средиземноморском прибрежье. Но нет равного ему по обширности владений. Весь север Руси, от Финского залива до Уральских гор, — все это Господин Великий Новгород.
Волей — неволей с раннего детства Александр Невский был знаком с норовом новгородцев. Способствовали тому и уже сложившиеся отношения между членами его княжеского рода и новгородцами. Причем, эти взаимоотношения складывались не только по отцовской линии. «Княгиня Ростислава Мстиславовна выросла на берегах Волхова. Здесь она пользовалась особым почетом благодаря традиционным связям ее предков с Новгородом. Ее дед, Мстислав Храбрый умер на новгородском княжении и был удостоен редкой для князей чести быть погребенным в стенах Софийского собора. Необычной популярностью пользовался в Новгороде отец Ростиславы — Мстислав Удалой. Можно думать, что у его дочери была и личная привязанность к Новгороду. Примечательно, что в 1244 г. она умерла именно здесь, в Новгороде, и была похоронена в соборе древнего Юрьева монастыря».
В Новгороде Александр проходил при отце обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повелевать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился, присутствуя на вече, иногда на совете, слушая, беседы отца.
Но куда больше времени отнимало «мужское дело». Оно обязывало держать порядок – и в доме, и в церкви, и на охоте. Дело это было ему по душе и давалось легко. Александр учился вместе с приданной ему отцом такой же молодой дружиной.
Новгородцы привыкли к молодому, сдержанному, ладно сидевшему на коне князю. Александр всюду бывал, ценил искусство, посещал храмы, монастыри.
В Переяславле Александра учили другому — книжной премудрости, княжому вежеству. Здесь он впервые понял: будущее грозно, придется с мечом защищать свои права на княжение и само княжение от Ливонского ордена и Дании, Швеции и Литвы.
Готовились события, втянувшие в свой круговорот и Александра.
Оказавшись перед лицом грозной опасности, новгородские бояре, забыв свою спесь, обратились к великому князю Владимирскому за помощью. Ярослав Всеволодович не хотел в столь тревожное время отпускать далеко от себя самого надежного из своих сыновей — Александра. Поэтому он поначалу послал в Новгород его брата — Андрея. Но задача оказалась ему явно не по плечу. Вскоре сам новгородский архиепископ Спиридон явился к Ярославу, требуя послать против немцев другого сына — Александра.
И вновь вступил Александр под гулкие своды новгородской Софии, где сверху, с купола, грозно взирал на людей Вседержитель; вновь поднялся князь на помост посреди вечевой площади, услышал с детства знакомый гомон собравшейся толпы. Вероятно, Александр по — своему любил этих своенравных, мужественных людей, среди которых он вырос и возмужал, среди которых прожил он страшную зиму 1237 — 1238 гг., когда полчища Батыя стояли в какой-нибудь сотне верст от Новгорода…”.
Итак, историческая ситуация сложилась таким образом, что Новгород сыграл исключительную роль в жизни Александра Невского. С одной стороны, можно сказать, что новгородцы воспитали князя. В свою очередь детские впечатление, отношения новгородцев к предкам Великого князя, сформированное здесь умение предсказать реакцию горожан на те или иные поступки или действия, знание особенностей характера, мировоззрения и сложившегося жизненного уклада новгородцев,- все эти факторы Александр сумел поставить на службу политическим и экономическим интересам государства.
Ему было 17 лет, когда новгородцы призвали его княжить.
В 19 лет Александр женился. По тем временам очень много: его отца ребенком женили на половчанке, брата Федора собирались женить на черниговке в четырнадцать лет. Думать можно разное — и то, что увлеченный подготовкой к государственной деятельности, он медлил с браком, или, быть может, хотел жениться по любви, а не по воле политического случая, в надежде, что стерпится, слюбится… И Ярослав, переживший сильное чувство к Ростиславе Мстиславне и тяжелое потрясение разрыва с ней, мог посчитаться с волей сына и нарушить давно установившуюся библейскую традицию ранних браков. Бесспорно одно: Александр сделал этот важный житейский шаг сознательно, как взрослый человек.
Венчанье состоялось в Торопце, в храме святого Георгия. Венчал смоленский епископ. Тут молодые ели «брачную кашу» — давали праздничное угощение. Это была свадьба военных лет, к тому же в готовой к бою небольшой крепости. В Торопце присутствовали родня, соратники и, конечно, суздальские, смоленские, полоцкие князья. Надо было подчеркнуть политическое значение своего брака. Ведь Торопец — опорный пункт обороны смоленско-новгородского пограничья от Литвы. Но Александр понимал, что он получил в приданое за невестой не земли и жемчуга, а войну с Литвой. Новгородским и псковским боярам был устроен другой пир на Ярославовом дворе.
Уже на пиру повел князь речь о новой крепости. Новгородские бояре прижимисты, но Александр заставил их понять, что нужно срочно соорудить укрепления на реке Шелони, вдоль которой лежит в Новгород путь с запада. Главным среди них должен был стать Городец (Старый Порхов).
Боярский совет согласился с князем.
Прошел положенный срок, и Александр, награждая городовика княжеским пожалованием, мог быть доволен. Он получил отличную крепость, окруженную земляным валом трехметровой высоты, с деревянной оградой и стрелковыми площадками поверх него и рвом трехметровой глубины вокруг.
Славная крепость, ей сужден долгий век. Да и другие срубленные здесь городки расположены так, что из них княжеские и новгородские засады могут быстро прийти на помощь и Великим Лукам, и Старой Русс. Словом, это оборона от Литвы. Она должна хотя бы отсрочить литовские вторжения.
Александр посвятил свою жизнь непрерывному и трудному служению отчизне. Он не соблазнится ни легкими решениями, ни доступными ему, но гибельными для страны союзами. Кто знает, выпадет ли на его долю хоть один спокойный год жизни. И сейчас, едва отпраздновав свадьбу и оставив в Новгороде молодую жену на попечение своей матери, он должен думать о войне. И не ради наживы, грабежа, а ради сохранения самого русского имени там, где оно еще не было осквернено ни татарской кривой саблей, ни тяжелым рыцарским мечом.
Полоцкая княжна Александра, дочь князя Бречислава, родила Александру четырех сыновей: Василия, Дмитрия, Андрея и Даниила.
ВОИН и ПОЛКОВОДЕЦ
В это тяжелейшее для Руси время Александру пришлось одновременно вести войну с несколькими врагами.
Вслед за татарскими ордами на Русь начали наступление шведы, немцы, литовцы. Этот крестовый поход на Русь организовал Папа Римский.
Когда летом 1240 г. шведские воины грузились на корабли, они пели священные гимны. Специально для штурма русской крепости Ладога шведы взяли с собой новые стенобитные машины. Крепость, как мощный корабль, выступала над водами бурного Ладожского озера. Взять ее с одного приступа ещё никому не удавалось.
Поход на Русь возглавил Биргер, зять шведского короля Эрика Картавого. Он был уверен в успехе. От такой наглости и самоуверенности князь Александр «разгорелся сердцем»[2]. Он не стал ждать, когда шведские корабли доберутся до Ладоги и Новгорода. На Финском побережье он установил морскую стражу, которая следила за продвижением шведов. Как только шведская флотилия из ста кораблей вошла в Неву, стража сообщила об этом князю Александру.
У юного князя было очень маленькое войско – она его верная дружина. Он даже не стал ждать ополчения новгородских граждан. В его плане главными были внезапность и быстрота нападения. Только один небольшой отряд из Ладоги присоединился к нему в дороге.
Как молния налетел на врага Александр со своей дружиной. Неожиданный и стремительный удар привел шведов в полное смятение. Они даже доспехов не успели надеть. «И бысть сеча великая», — говорит летописец. В разгар битвы рухнул шатёр Биргера. Это новгородец Савва подрубил столбы, на которых шатёр держался. Разгром шведов был полным.
Но любители поживиться за счет чужих земель не унимались. Немцы – крестоносцы вторглись в земли эстов, ливов, Литвы и насильно заставляли население принимать католичество. Началось проникновение в русские земли. Крестоносцы захватили Юрьев, Псков и появились на окраинах новгородской земли. Они стали грабить население и купцов перед самым Новгородом.
Князя Александра в городе тогда не было. Не поладив со своенравными новгородцами, он уехал в свой родной Переяславль-Залесский. Теперь же, когда к воротам города приближался враг, более сильный и коварный, чем шведы, новгородцы послали гонцов за Александром. Гордый, независимый князь хорошо понимал, что не пристало перед лицом врага вести счеты с новгородцами, и он вернулся в город.
И тогда дружинники Александра Невского поехали по русским городам с кличем: «Собирайтесь все от мала до велика! У кого есть конь, тот на коне. А у кого нет коня, тот на ладье!…» Под знамя Александра шли люди, бежавшие из захваченных немцами Пскова, Ладоги, Ижоры. Пришли также ратные люди из Твери, Суздаля и других русских городов.
Быстро собрав ополчение, Александр стремительным ударом освободил крепость Копорье, затем Псков и двинулся навстречу силам крестоносцев – к Чудскому озеру. Здесь при солнечном восходе 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище.
Князь решил дать главный бой в самых выгодных для себя условиях – на льду Чудского озера, в семи верстах от берега у острова Вороний Камень. Неподалеку от места битвы, ближе к берегу находилось место, называемое Теплой Водой. Здесь со дна выбивались горячие ключи, и лед всегда был тонкий, тем более весной.
С грохотом и лязгом вклинилось в ряды русских, закованных в броню, рыцарское войско.
Враги не подозревали, что главные силы русских еще не вступили в бой. С тыла ударила находившаяся в засаде дружина Александра Невского. «За Русь родную!» — загремел над войсками клич Александра.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь…[3]
Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: «Разсуди, Боже, споръ мой съ этимъ высокомърнымъ народомъ!» Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лёд побагровел от крови и трескался местами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали; русские с торжеством гнались за ними семь верст до Суболичскаго берега.»[4]
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью». (Карамзин)
Войско крестоносцев нашло смерть на дне Чудского озера. Можно представить себе, что было бы с Новгородом и Псковом, если бы не победа князя Александра. Их ждали захват и онемечивание.
Непосредственным результатом битвы на Чудском озере стало заключение договора между немцами и Псковом, согласно которому крестоносцы уходили из всех захваченных ими русских волостей и возвращали всех пленных[5].
Русская победа на Чудском озере впервые в мировой истории остановила продолжавшееся в течение ряда столетий грабительское продвижение крестоносцев на восток.
КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР – ДИПЛОМАТ
В первую поездку в Золотую Орду Александр отправился со своим братом Андреем. Для обоих князей эта поездка была мучительной из-за унижений, которые претерпели гордые русские князья. К тому же хан послал князей в далекий Каракорум к великому хану, чтобы получить от него утверждение на власть. Только через два года вернулись братья на Родину, осыпанные милостями: Александр получил разрешение на княжение в Киеве и Южной Руси, Андрей – на Великое княжение Владимирское. Андрей недолго усидел. Он тут же перессорился с татарами. Кончилось это опустошением Владимирского края карательным отрядом татар. Сам Андрей бежал в Швецию.
Как — бы там ни было, эта поездка, вероятно, привнесла много полезного для политика Александра. Выражаясь образно, он научился сидеть с монголами за столом, уживаться с ними, изучил те качества характера иноверцев, которые теперь необходимо было усвоить русичам, чтобы ужиться с непобедимыми завоевателями.
Договор с монголами можно назвать первой дипломатической победой Александра. Значение этого договора для русских князей в том, что они сохранили большую свободу действий, то есть могли по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Вместе с тем «Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи, для противостояния нажиму Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь Александр Ярославич готов был платить, и платить дорого.»
Александр снова отправился в Орду. Тогда он и получил ярлык на Великое княжение Владимирское от Сартака, сына умершего в 1256 г. Батыя. Сартак принял православие и стал другом и даже побратимом Александра. До конца своих дней Невский оставался Великим князем Владимирским.
Нелегко было смелому и гордому князю управлять Русью в эту мрачную пору. Тут-то и проявился дипломатический талант Александра.
Стремление Александра во что бы то ни стало договориться, откупиться от татар, лишь бы не допустить очередного набега и разорения русских земель, не всегда находило поддержку даже у близких людей — братьев и сыновей. Так было в 1257 г., когда Орда решила брать дань с Новгорода, куда войска Батые не дошли. Татары потребовали переписи населения. Александр знал буйный нрав новгородцев и вместе с «численниками» приехал сам. Он надеялся, что сумеет предотвратить мятеж. Но это не удалось. К мятежникам присоединился и юный новгородский князь Василий – сын Александра. Ему было лет 16-17.
Василий объявил, что не будет повиноваться отцу, который везет позор для Новгорода и для него, и уехал из города во время мятежа. Не обошлось без жертв, хотя ханских послов не тронули. Новгородцы их просто выпроводили, правда с подарками, и наотрез отказались платить дань.
Александр знал, что в Орде так дело не оставят и будет новый набег. При этом пострадает и Суздальский край, через который шел путь к Новгороду.
И Александр пошел на крайне жесткую меру, необычную для русских. Главарям мятежа отсекли руку, лишили глаз, то есть нанесли видимые всем увечья. Надо было показать недоверчивым ордынцам, что мятежники не остались безнаказанными.
Вообще нравы на Руси после татарского нашествия стали более грубыми, жестокими, прежде всего из-за неграмотности и бескультурья русских людей. Образованность времен Ярослава Мудрого была забыта.
Народ на Руси ожесточился, стал безразличным, бессовестным еще и в результате междоусобиц, в которых Рюриковичи и их подручные не ограничивали себя в выборе средств борьбы. Но все превзошли изощренные зверства завоевателей – монголо-татар.
Александр Невский в своем стремлении наладить мирные отношения с Ордой действовал, так как подсказывал ему здравый смысл. Опытный политик суздальско-новгородской школы, он умел видеть грань между возможным и невозможным. Подчиняясь обстоятельствам, лавируя среди них, он шел по пути наименьшего зла. Он был, прежде всего, хорошим хозяином и более всего заботился о благополучии своей земли.
ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА В ЗОЛОТУЮ ОРДУ
Сколько раз приходилось Александру, скрепя сердце, останавливать восстания в русских городах против «численников», ведущих перепись, и сборщиков дани! Так называли мусульманских и еврейских откупщиков из Средней Азии. Они заранее отдавали в Золотую Орду определенную им дань, а затем собирали ее с жителей городов и деревень. У многих крестьян и горожан забирали все имущество, и они становились нищими. Ордынцы угоняли в рабство дочерей, сыновей, жен должников. Вечевые колокола ударили во многих городах, поднимая жителей на восстания. Откупщиков стали изгонять, а иных и убивать. Хан Берке пришел из-за этого в ярость и готовил нашествие на Русь, подобное Батыеву.
Князю Александру пришлось в четвертый раз ехать в Орду.
Нужно было предотвратить еще одну беду.
Александр спешил в Сарай по вызову хана Берке. Тот готовился к войне с иранским ханом Хулагу и решил, коль скоро непокорна Русь, пустить в дело и русских.
Он ехал с твердым намерением избавить Русь от участия в чуждой ей войне. Он ехал, чтобы «отмолити людии от беды тоя».
И как часто бывает в жизни, положительный исход для Руси одного дела повлек за собой непредвиденные заботы и беды: поход Берке понудил Александра ехать в Сарай.[6]
Глядя в спину возницы, Александр мог вспомнить притчи Заточника: «Зла бегаючи, добра не постигнути; горести дымные не терпев, тепла не видати. Злато искушается огнем, а человек напастями; человек, беды подъемля, смыслен и умен обретается…»
Думалось, что уже достаточно претерпел дымной горести татарских костров и искушений шаманских огней, напастей врагов и измен родных братьев и сына, казалось бы, довольно набрался и смысла, и ума, и вежества. Но нет, опять скрипят высоко поднятые дубовые полозья его трехметровых вместительных саней, мелькают приволжские татарские «ямы». Мономах советовал даже в пути, на коне сидя, молитвы творить. На этот раз совет пришелся на редкость кстати: «Господи, помилуй». Спасти Русь — значит спасти душу. А помилует ли Берке? Кто знает?
Миссия Александра была трудна: Русь непокорна, хан недоверчив и чуть ли не грозит самого Александра держать в Сарае заложником. Это могло стать началом вечного плена — такое с князьями уже бывало. Могло всякое случиться.
Одолев ставший привычным путь, Александр наконец был допущен к хану.
Свой долг Александр исполнил. В летописях нет сообщений об угоне русских полков в татарское войско.
Случилось худшее: после приема «удержа его Берке, не пустя в Русь». Александру пришлось мыкаться с Ордой по зимовищам «и зимова в Татарех и разболеся». Больного князя Берке отпустил наконец на родину.
По ноябрьским холодам возвращался тяжелобольной, умирающий князь. «Велми нездравя» добрался он из Нижнего Новгорода до Городца. В последний раз проехал по его прибрежью вдоль Волги, в которую двумя концами упирался мощный крепостной вал. Почувствовав, что умирает, он первый из суздальских князей принял постриг в схиму под именем Алексея и скончался 14 ноября 1263 года. Было ему сорок три года. Он умер, как и жил — трудно, непреклонно «перемогаясь» с Ордой.
Из Городца тело Александра через Стародуб повезли во Владимир. Весь народ, князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 верст от стольного города в Боголюбове. После торжественных поминальных служб во Владимире князь был погребен 23 ноября 1263 года, вероятно согласно его завещанию, в монастыре рождества богородицы. За санями дружинники вели коня и несли прославленные в битвах меч и доспехи.
Обращаясь к осиротевшему народу, митрополит Кирилл сказал: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце Земли Русской!».[7]
Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новьгород, и за всю Русьскую землю».
Церковь причислила Александра к лику Святых. Его гробница четыре века находилась во Владимире. Даже сильнейший пожар в 1491 г. пощадил прах князя, лишь опалив его. Но чтобы поклониться теперь праху великого предка, надо ехать не во Владимир, а в Санкт-Петербург. Петр 1, считая себя продолжателем воинской и государственной славы Невского, приказал соорудить Александро-Невский монастырь, куда и был перевезен прах святого Александра. Святой Александр стал небесным покровителем города, будущей столицы Российской империи.
Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он — родоначальник политики московских князей, политики возрождения России.
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РУСИ
Может ли один человек повлиять на ход истории? Оправдана ли жестокость? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно велико.
Можно отметить, что в целом эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий, смена обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти объясняется субъективизм и расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения и особенностей «русского характера». Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы.
Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа.
Историческая задача, стоявшая перед Александром была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Для решения той и другой задачи нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать — инстинктом, нутром, так сказать — исторический смысл своеобразия русской культуры — Православие. Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины». Раз основа была неколебимая и прочная — Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобы эту основу утвердить. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные.
Договор с Батыем способствовал слиянию этносов, а, следовательно, и слиянию характерных черт монгольского и русского народов.
Прижизненные заслуги — далеко не все, чем славен образ Великого князя. “Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда,- оно непременно случалось. Князь — святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами…
Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону. И все же не следует забывать, что в истории нашей страны существуют как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в Городце-на-Волге усталый, измученный болезнью человек — и отброшенная им в будущее огромная тень. Человек этот был не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века:
- это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;
- это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;
- это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.[8]
Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской зависимости, но своими действиями наметил трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могущественное государство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Голубева Т. Царские династии. – М.: Издательский дом «РОСМЭН-ЛИГА», 2001. – 143 с.: ил. – (От Руси к России).
- Борисов Н.С. Русские полководцы XIII — XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993., с.21.
- Крутогоров Ю. Александр Невский. — М: Белый Город (2000), 48 с.
- Пашуто В.Т. Александр Невский. М., «Молодая гвардия», 1974.
- Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособ./А.С.Орлов и др. – М., 2000
[1] Пашуто В.П. Александр Невский.
[2] Борисов Н.С. Русские полководцы XIII — XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993., с.21.
[3] Константин Симонов поэма «Ледовое побоище»
[4] Костомаров Н.И. РУССКАЯ ИСТОРИЯ в жизнеописаниях ее главнейших деятелей — М: Книга, 1990., стр.158
[5] Борисов Н.С. Русские полководцы XIII — XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993., с.24.
[6] Пашуто В.Т. Александр Невский. М., “Молодая гвардия”, 1974., с.152.
[7] Пашуто А.П. Александр Невский
[8] Борисов Н.С. Русские полководцы XIII — XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993., с.50 — 51.